Недавно мы были в Красноярскев Доме музее Василия Сурикова, и решили, что нам просто необходимо рассказать вам про него, его творчество, а также про его Дом Усадьбу!
Русский живописец, мастер исторических полотен Василий Иванович Суриков родился 24 января (12 января по старому стилю) 1848 года в Красноярске. Семья Сурикова принадлежала к старинному казачьему роду.
По воспоминаниям художника, Первые его рисунки привели в гнев родителей. Они были нацарапаны гвоздем на дорогих сафьяновых стульях, украшавших горницу суриковского дома. Первым, кто обратил внимание на способности мальчика, был Николай Гребнев – учитель рисования Красноярского уездного училища, которое Суриков окончил в 1861 году.
Василий некоторое время работал писарем и один случай с мухой изменил всю его жизнь!
Как муха подарила шанс стать художником?
Забавляясь, Суриков как-то у себя в управлении на листке канцелярской бумаги с большим искусством нарисовал муху. Лист с рисунком случайно попал в папку столоначальника. Столоначальник взял с собой папку, когда пошел с докладом к губернатору.
Сделав доклад, столоначальник ушел. Папка осталась на столе. Губернатор в задумчивости ходил из угла в угол по комнате. Взглянул на раскрытую папку и видит: на листе бумаги сидит муха. Махнул рукой. Смотрит, а муха опять сидит на бумаге. Опять замахнулся, а муха не улетает. Что это за необыкновенная муха? Губернатор нагнулся над листом и видит, что муха не настоящая, а нарисованная.
С того времени, как нарисованная муха попала вместе с бумагами в кабинет губернатора, в судьбе Сурикова произошли некоторые изменения. Канцелярский писец стал совмещать свои несложные обязанности с новым для него делом: он стал давать уроки рисования младшей дочери губернатора — Вере.
Однажды Замятин, войдя в комнату, где Суриков занимался с его дочерью, протянул молодому художнику бумагу и коротко сказал:
— Прочти...
Это были знаменательные минуты. Содержание бумаги, изложенное витиеватым канцелярским стилем, к которому привык писец Василий Суриков, работая в. губернском управлении, имело совсем неожиданный смысл. Бумага пришла из далекого Петербурга, из Академии художеств, куда Замятин за несколько месяцев перед тем послал вместе с рисунками начинающего художника Г. Шалина Васины рисунки: копии с картин художников итальянского Возрождения — Рафаэля, Тициана и русских художников — Боровиковского, Неффа. В ней речь шла о судьбе самого Сурикова, о его будущем.
В 1869 году Суриков сдал экзамены в Академию художеств в Санкт-Петербурге (ныне – Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина). А в следующем году Василий написал там свою первую самостоятельную картину "Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге" (1870).
В 1875 году окончил Академию в звании классного художника первой степени. Вскоре получил заказ на роспись храма Христа Спасителя в Москве, куда переехал в 1877 году.
В 1881 году Василий Суриков стал членом Товарищества передвижных художественных выставок.
В Москве окончательно оформились его мировоззрение и художественные интересы, прежде всего, как исторического живописца. Впечатления от старинной московской архитектуры явились важным стимулом на пути к первому историческому шедевру Сурикова – картине "Утро стрелецкой казни" (1881). Художник выделил впечатляющие характеры. Торжественность последних минут он передал не только в гордой красоте людей, но и в той живописной палитре, которая вобрала в себя тона рассветного неба, цвета одежд и куполов собора.
Свою репутацию выдающегося живописца-историка Суриков закрепил в картинах "Меншиков в Березове" (1883) и "Боярыня Морозова" (1887).
Почему Суриков перестал писать?
В 1878 году Суриков женится на Елизавете Августовне Шаре – это был счастливый брак, в котором у художника родилось две дочери: Ольга и Елена.
Нужно сказать, что при негативном отношении к творчеству художника критиков, ещё при жизни Василий Иванович был признан великим мастером исторического полотна, пейзажа и портрета. Он всегда очень много работал, хотя был в жизни художника период, когда он полностью отошел от живописи. Это случилось после смерти любимой жены. Она умерла так внезапно, что эта смерть стала для живописца страшным ударом. Он перестал писать. И невозможно себе представить, чтобы было дальше, если бы не дочери – они его окружили такой любовью и заботой, что сердце его оттаяло. Оттаяло хотя бы для того, чтобы снова взять в руки кисти. Именно в тот тяжелый для художника период появилось полотно «Взятие снежного городка». Потом ещё были работы, которые прославили имя художника. Картина "Взятие снежного городка" (1891) посвящена целиком народной жизни – масленичной игре, представленной как веселая и в то же время сокрушительно-грозная стихия.
Широкую известность получили его холсты "Покорение Сибири Ермаком" (1895), "Переход Суворова через Альпы" (1899). Несколько лет работал Суриков над своим последним большим историческим полотном "Степан Разин". Картина давалась ему нелегко, была закончена в 1907 году. Над этой картиной Суриков продолжал работать даже тогда, когда она была показана зрителям.
В процессе работы над большими картинами, ревностно подбирая натуру, Василий Суриков писал замечательные портреты, пейзажи, натюрмортные и интерьерные композиции, имеющие и вполне самоценный эстетический смысл.
Он создал ряд самостоятельных портретов, простых по композиции, но сильных и целостных по красочной лепке – "П. Ф. Сурикова" (мать художника, 1887).
Суриков в Испании
Этапной в цветовых поисках художника явилась поездка в 1910 году в Испанию (вместе с зятем – Петром Кончаловским), откуда он привез свои замечательные акварели.
Петр Кончаловский оставил об этой поездке записки, чтобы запечатлеть в них великого Сурикова.
«Севилья была для нас наслаждением. Южная роскошь природы, живописность, типы. С утра до трех часов дня там люди не выходили из домов — зной был невыносим. Все уличные работы производились в городе только ночью при свете фонарей или факелов. Особенно мы любили улицу де лас Сиерпес. Она была вся под тентом, натянутым между домами. Сквозь щели тента прорезалось яростно-синее небо. Улица шла вверх — террасами, и на ней сидели цирюльники. Испанцы с утра стриглись, брились, причесывались и потом надушенные, напомаженные, с расстегнутыми воротами белых рубах, заправленных под широкие красные или черные кушаки, садились пить кофе или шоколад, курить крепкие сигары, балагурить тут же в маленьких кафе. Работа начиналась после трех часов дня. Выше террасы был рынок цветов. Красотки севильянки покупали там цветы перед боем быков и прикалывали их на кружевные мантильи и косынки, бросали их — любимцам публики — прославленным матадорам — под ноги. Двух таких знаменитостей Мачакиту и Бальиту нам с Василием Ивановичем удалось увидеть на арене. Мы не пропускали ни одного боя быков, рисуя акварелью и делая наброски карандашом и углем».
Вообще, Василий Суриков был любителем путешествий, он часто ездил в Сибирь, бывал на Дону (1893), Волге (1901–1903), в Крыму (1913). В 1880-90-е годы посетил Францию, Италию и другие страны Европы. Особое впечатление на него произвели живописцы итальянского и испанского Возрождения, прежде всего Диего Родригес де Сильва Веласкес (Diego Rodríguez de Silva y Velázquez) и художники венецианской школы, такие, как Паоло Веронезе (Paolo Veronese).
Почему Дом-музей Василия Сурикова обязателен к посещению?
В семейной усадьбе Суриковых и по сей день сохранен тот же быт, при котором жил художник. Его мать сдавала многие комнаты постояльцам, однако музей сохранил в себе русский быт середины 19 века: мебель, стулья, сундуки и даже посуда, это все лучше может рассказать нам о мире, в котором жил художник.
В музее хранится большое собрание ранних работ Василия, его студенческие работы и эскизы, а также большое количество этюдов, которые стали основой для масштабных полотен художника.
В музее хранится еще семейное древо художника, где можно найти многих известных его потомков. Например, правнуками Василия Сурикова являются Никита Михалков и Андрей Кончаловский. В такой гениальной семье не могло быть по-другому! Если будете в Красноярске обязательно заходите в музей, а также читайте другую нашу статью – Центры современного искусства Красноярска.