Почти год назад в этом блоге вышла статья о старинном парке в центре Москвы, близ Земляного Вала, который уже долгое время закрыт для свободного входа и оттого неизвестен подавляющему большинству москвичей и гостей столицы. Кажется совершенно невероятным, что в XXI веке в самом центре российской столицы, где стоимость земли бьет все мыслимые пределы, сохранился нетронутым уголок старой Москвы. И тем более невероятно, что в непосредственной близости от парка на Воронцовом Поле, на противоположной стороне Садового кольца, сохранился еще один исторический и, без преувеличения, заповедный парк на территории бывшей усадьбы Усачевых-Найденовых. Ее второе название «Высокие горы» является говорящим, пусть в роли гор в данном случае и выступают всего лишь высокие берега реки Яузы. Изначально в мои планы входило написание связки из двух статей, о каждом из парков по отдельности. Но обстоятельное посещение всех частей парка на Воронцовом Поле, о чем предварительно еще необходимо было договориться и все организовать, заняло слишком много времени и растянулось до поздней осени. Так что было решено дождаться более подходящего времени для неспешной прогулки по следующему парку. И вот, момент наконец-то настал.
Но, если парк на Воронцовом Поле по сей день остается настоящей Terra Incognita («Неизвестная земля»), то парк усадьбы Усачевых-Найденовых все-таки более известен и относительно посещаем, даже несмотря на то что для широкой публики он также закрыт уже долгие годы. При этом площадь приусадебного парка в масштабах центра Москвы поистине огромна − почти девять гектаров. В статье о парке на Воронцовом Поле я назвал его крупнейшим историческим парком столицы в пределах Садового кольца, но если мы лишь немного, на несколько сотен метров, расширим границы исследуемой территории, то самым крупным автоматически станет парк «Высокие горы». [Чтобы удостовериться, достаточно взглянуть на карту ниже.] Разумеется, сам парк примечателен далеко не только размерами своей территории. Геометрически правильная планировка и регулярность композиции, множество малых садовых форм, включая статуи, беседки, вазоны и другие рукотворные формы, и, наконец, атмосфера полнейшей гармонии и уединения. Да и тот факт, что двухсотлетний парк сохранился до нашего времени практически в первоначальном состоянии, не может не впечатлять. Посетить его нам и предстоит в рамках сегодняшней статьи.
История усадьбы «Высокие горы» начинается в 1828 году, когда этот участок земли на берегах Яузы приобрели московские купцы, торговавшие чаем, братья Василий и Петр Усачевы. По их заказу здесь был отстроен огромный усадебный комплекс, включавший помимо собственно главного дома множество хозяйственных построек, конный двор, оранжереи и другие объекты садово-паркового искусства. Перед главным домом усадьбы в течение долгого времени располагался палисадник, аналогично большинству других домов Садового кольца, уничтоженный лишь во время расширения магистрали. При Усачевых усадьба по-настоящему расцвела, став одним из главных мест встречи столичной знати. А популярность самих владельцев была столь высока, что даже расположенный неподалеку мост через Яузу начали называть «усачевским».
Следующим собственником усадьбы стал русский купец 1-й гильдии, предприниматель и коллекционер картин Герасим Хлудов. При нем усадебный парк, и без того немалый, был значительно расширен. Здесь были посажены диковинные по тем временам южные растения, а в усадебных оранжереях выращивались даже пальмы и апельсины. Внутри самой усадьбы была организована картинная галерея, где выставлялись картины Перова, Брюллова и Айвазовского. Впрочем, вторую часть своего названия усадьба получила в честь семьи одной из дочерей Хлудова, Александры, вышедшей замуж за купца и мецената Николая Найденова. Вклад нового хозяина усадьбы в летопись Москвы и историю московского краеведения сложно переоценить: сегодня о том, как выглядел наш город в конце XIX века, мы можем судить по изданным Наденовым в 1882 году фотоальбомам «Москва. Соборы, монастыри и церкви». Одну из фотографий оттуда я выкладывал в качестве иллюстрации к статье о парке на Воронцовом Поле. Семья Найденовых владела усадьбой вплоть до революции и последовавшей национализации.
В настоящее время в усадьбе располагается Московский научно-практический центр медицинской реабилитации, восстановительной и спортивной медицины. Территория формально закрыта, но при этом никто не препятствует свободному попаданию внутрь. Хотя еще в прошлом году здешняя охрана была куда более суровой.
Вообще периоды относительной открытости усадебной территории в последние годы сменялись периодами относительной закрытости. Еще не так давно главные ворота усадьбы, выходящие на Земляной Вал, были настежь открыты для всех желающих. Более того, в прежние годы здесь даже устраивались организованные экскурсии. Но в какой-то момент что-то изменилось: основным входом в усадьбу стал тот, что расположен в Малом Полуярославском переулке, с противоположной от Садового кольца стороны, а на примыкающие к главному усадебному дому ворота был повешен тяжелый замок.
Так что еще в прошлом году оставалось лишь разглядывать исторический парк усадьбы через забор. Прямо с Садового кольца (Земляного Вала) виден исторический пандус, ведущий на второй этаж главного дома, а также кусочек парковой территории, единственными [вынужденными] посетителями которой являются пациенты медучреждения.
Видны из-за забора и исторические беседки, расположенные на верхней террасе парка, на высоком берегу Яузы:
Немало удивила колючая проволока, частично покрывающая забор вокруг парка, ведь никаких военных или других учреждений, предполагающих определенный уровень секретности, в зданиях бывшей усадьбы никогда не располагалось. В советское время здесь был организован туберкулезный санаторий, затем − врачебно-физкультурный диспансер. И уже после него и до нынешнего времени бывшую усадьбу занимает Центр спортивной медицины.
Места вокруг усадьбы, к слову, весьма неоднозначные. Взгляните на фото ниже: ровной шеренгой здесь вдоль парковой ограды по Малому Полуярославскому переулку вытянулись частные гаражи. Представить что-то подобное на окраине Лосиного острова или Битцевского леса в принципе нетрудно, но в самом центре Москвы, всего лишь в пятистах метрах от Садового кольца ... сложнее.
Ориентиром же для тех, кто соберется побывать в парке, может служить яркое современное здание детского сада. Вход на территорию бывшей усадьбы расположен прямо напротив него. Курский вокзал и одноименная станция метро расположены буквально в 5-7 минутах ходьбы, за советской многоэтажкой на фото ниже.
Сразу за входом на территорию расположена парковка, а уже за ней начинаются корпуса медучреждения, частично доставшиеся ему по наследству от усадьбы, частично построенные в советское время.
Местами вокруг усадебной территории сохранилась оригинальная ограда возрастом почти в две сотни лет. Ну, а местами ей на смену пришел знаменитый советский забор с ромбиками:
Помимо главного дома, на территории усадьбы сохранился и ряд других хозяйственных построек XIX века, включая конный двор, каретный сарай и несколько кладовых. Но самое красивое строение усадьбы, чайный домик, к сожалению, было разрушено пожаром в 1949 году, и примерно тогда же был снесен музыкальный павильон. И лишь затем, в 1950-х годах, в усадьбе была проведена реставрация сохранившихся построек, многим из которых был возвращен первоначальный архитектурный облик.
Уцелевшие здания образуют прямоугольный внутренний двор усадьбы. Довольно приятное, хотя и относительно людное место. Людное прежде всего по той причине, что в окружающих корпусах находятся регистратура и приемное отделение медицинского центра.
К слову, историческое «зонирование» усадебной территории также дошло до нас без изменений: в северной части находятся главный дом и хозяйственные постройки, в южной − парк, спускающийся к яузской набережной.
А вот и те самые кованые ворота, из-за которых была сделана одна из первых фотографий в сегодняшнем посте. Фоном в данном случае служит парадная сталинка 1950 года, жилое здание для сотрудников Министерства государственной безопасности. Такие вот любопытные историко-архитектурные переплетения, которыми, впрочем, Москва богата чрезвычайно.
С территории усадьбы виден и знаменитый сталинский дом с гигантской аркой высотой в семь этажей. Он уже дважды попадал на страницы этого блога, в статье о парке на Воронцовом поле и в подборке 10 самых интересных мемориальных досок Москвы.
А вот и сам главный дом усадьбы. Построенный в самой высокой точке Земляного Вала он некогда являлся главной архитектурной доминантой этих мест, но сегодня в своих масштабах значительно уступает окружающим строениям, среди которых и массивные сталинки, и более поздние брежневские многоэтажки, и современные бизнес-центры из стекла и бетона. Автором здания, как и большинства усадебных построек, является швейцарский архитектор Доменико Жилярди. Среди других работ мастера: восстановленное здание Московского Университета на Моховой, Екатерининский институт на Кудринской площади и Слободский дворец, ныне являющийся частью Бауманского университета, в котором мы побывали совсем недавно.
Замковые камни окон главного дома украшают львиные маскароны, довольно популярный архитектурный сюжет для Москвы XVIII-XIX веков с преобладающими в строительстве стилями ампир и классицизм.
Вход в главный дом расположен со двора. Сделано это, вероятно, в целях сохранения строгости композиции основного фасада здания, смотрящего на город. При этом внутренний фасад усадебного дома неоднократно перестраивался и на сегодняшний день изрядно отличается от своего первоначального облика. Впрочем, по-настоящему радует, что до нашего времени без изменений дошел его главный архитектурный элемент, парадное крыльцо с кованым козырьком и выразительными чугунными фонарными столбами.
Сохранились и парные скульптуры, украшающие вход в усадьбу, стерегущие львы и грозные крылатые грифоны. И те, и другие были изготовлены в парижских мастерских и привезены в Москву по специальному заказу.
Справа от главного входа начинается каменная ограда, отделяющая внутренний двор усадьбы от остального парка. Туда мы и направимся. Тем более что парк как минимум не менее интересен и значим с точки зрения истории, чем сама усадьба. Согласно архивным источникам, данный регулярный парк на высоком берегу Яузы появился еще XVIII веке, то есть задолго до строительства усадьбы.
В парке установлены четыре скульптуры, каждая из которых символизирует свое время года. Скульптуры были выполнены в мастерской Ивана Петровича Витали. Того самого, что создал один из старейших фонтанов Москвы, расположенный на Театральной площади, рельефы для оригинальных Триумфальных ворот в Москве (некоторые из них я показывал совсем недавно в статье 10 самых красивых зданий с барельефами в Москве), а также статуи ряда российских князей и императоров).
Увы, скульптуры уже не первое десятилетие находятся в не самом лучшем виде, подобно Венере Милосской лишились рук, да и сам материал в отсутствие бережного ухода и элементарной очистки со временем выглядит все хуже.
Чуть в стороне от двух предыдущих парковых скульптур находится третья, вероятно, олицетворяющая Диониса, держащего в руках виноградную гроздь. По этой детали можно предположить, что данная скульптура символизирует осень.
Вдоль Садового кольца (хотя с него это и не кажется очевидным) тянется широкий пандус, который, начинаясь в самом парке, поднимается до уровня парадного этажа дома. Пандус выполняет две функции: отделяет от улицы усадебный парк и соединяет внутренний объем дома с природным окружением. Скульптуры львов и чугунные вазы на пандусе дошли до наших дней в целости и [почти что] сохранности.
Учитывая, что внутренний двор усадьбы отделен от парка оградой, именно пологий пандус архитектурно обыгрывает доступ из главного дома в регулярный парк. Выходящий на пандус (в его верхней части) и террасу с лестницей боковой фасад здания декорирован ордерной аркадой и лепниной.
Вид с верхней части пандуса в сторону парка:
Даже не верится, что в нескольких метрах отсюда находится шумное, вечно гудящее Садовое кольцо. И лишь поднявшись на высокие стены усадьбы, можно увидеть знакомые очертания. Нетрудно заметить, что вид отсюда, с высоких берегов Яузы, полностью обновился [и продолжает обновляться] лишь во второй половине XX века. Ну, а во времена строительства усадьбы, надо полагать, отсюда были отлично видны кремлевские стены.
Формально проход на пандус сегодня закрыт, о чем свидетельствуют протянутые поперек прохода ленты. Почему? Ответ на фото ниже. Состояние пристройки по-настоящему удручает: штукатурки и какой-либо отделки на внешней стене пандуса почти не осталось, только голый кирпич, продолжающий осыпаться.
Еще хуже выглядит расположенный по соседству грот, ныне стыдливо затянутый зеленой строительной сеткой. Считается, что исторически данный тип «таинственно-мистических» парковых строений создавался для возбуждения романтических чувств у посетителей парка. Но, увы, в своем нынешнем состоянии грот в парке усадьбы Усачевых-Найденовых не вызывает иных чувств, кроме грусти. Сложно сказать, кто больше виноват в том, что грот за последние годы фактически превратился в руины, время или пациенты медучреждения, которые [как пишут в интернете] облюбовали его в качестве курилки.
А стоит вновь углубиться в парк, и вокруг воцаряются тишина и спокойствие. Сам парк будто находится в каком-то безвременье. Переместившись сюда на машине времени, едва ли будет возможно с ходу определить, какой сегодня год:)
Разве что удручающее состояние отдельных памятников садово-паркового искусства, вроде скульптур или беседок, намекает, что возраст парка более чем почтенный − две с лишним сотни лет. Недаром этот парк множество раз становился местом съемок известных фильмов, воссоздающих прошедшие [и не только] эпохи. Среди них: «Звезда пленительного счастья», «Тот самый Мюнхгаузен», «Гостья из будущего», «Интердевочка». О самом известном фильме, снятом в парке, чуть ниже.
А вот и заключительная, четвертая статуя приусадебного парка, состояния которой, увы, не лучше, чем у предыдущих трех.
У каждой из двух беседок установлены памятные таблички:
Но если статуи хотя бы металлические и даже без должного ухода простоят еще не одно десятилетия, то вот с беседками ситуация куда более печальная. Без какой-либо реставрации они постепенно разрушаются и уже обтянуты защитной лентой, предостерегающей от прохода под купол.
Состояние беседок совершенно неудовлетворительное. Настолько, что отдельные оригинальные барельефные изображения грифонов уже безвозвратно утеряны.
Между двух беседок расположена лестница, соединяющая верхнюю и нижнюю террасы парка. Лестница на удивление новая, с узнаваемыми чертами «новомосковского» бордюра и плитки.
А вот за ней и начинается самое интересное. Ведь если в верхней части парка можно встретить людей, прежде всего посетителей и персонал медучреждения, то нижняя совершенно безлюдна. Прибавьте сюда полнейшее буйство растительности, дорожки, занесенные опавшими листьями, и с трудом пробивающийся сквозь кроны деревьев свет. И вот вам идеальное место для неспешной, вдумчивой прогулки в самом сердце шумного мегаполиса.
Удивляет, кстати, что в парке установлены разные фонари, как минимум трех типов. При том, что помимо главной аллеи обустроенная (асфальтированная) прогулочная дорожка там фактически одна, по периметру парка.
Но, конечно же, удивляет парк усадьбы Усачевых-Найденовых прежде всего не разнотипностью фонарей, а тем, насколько тихим, спокойным и безлюдным является это место, несмотря на то, что находится в самом центре Москвы.
Абсолютно идеальное место для интровертов, предпочитающих уединение, ну или для парочек, желающих укрыться от посторонних глаз и побыть вдвоем. Здесь настолько тихо, что невольно вздрагиваешь от падения ветки или шуршания листьев.
В парке во время моей прогулки постоянно щебетали какие-то дикие птицы, которых я все никак не мог разглядеть и нормально сфотографировать. Допускаю, правда, что это я нафантазировал, а были они не более дикими, чем любые другие птицы, которых можно встретить в центре Москвы. Но и сам парк усадьбы Усачёвых-Найденовых местами настолько похож на лесную чащу, что, если бы в какой-то момент из зарослей вышел лось или кабан, я бы не сильно удивился:)
Пожалуй, среди всех центральных парков Москвы почувствовать подобное единение с природой можно разве что в Нескучном саду. Но все-таки там почти всегда людно, и вы едва ли окажетесь в полном одиночестве, даже если забредете в самую отдаленную часть парка. Здесь же, на территории усадьбы Усачевых-Найденовых, вы с большой вероятностью будете гулять совершенно одни, наслаждаясь тишиной и умиротворением.
На этом наша прогулка по усадьбе подошла к концу. Так (на фото ниже) с территории усадьбы выглядит главный вход. А за ним, на другой стороне Малого Полуярославского переулка виднеется современное здание детского сада, показанное в начале статьи. За время всей прогулки никто ни разу не поинтересовался, что я здесь делаю и почему снимаю на фотоаппарат, что лишний раз подтверждает тот факт, что усадьба сегодня скорее открыта для посторонних. Спокойно зашли, погуляли и вышли:)
Так что пока погода еще радует теплом и солнечным светом, самое время отправиться на прогулку, чтобы увидеть своими глазами этот заповедный уголок старой Москвы.
P.S. Ну, и, конечно же, любой рассказ об усадьбе Усачевых-Найденовых и ее парке будет неполным без упоминания бессмертной комедии Михаила Козакова «Покровские ворота». Ведь именно приусадебный парк стал одним из ключевых мест съемок фильма: снятую здесь сцену длительностью порядка 20 минут можно увидеть в конце второй серии. Ниже небольшая нарезка кадров, на которых видны отдельные объекты, показанные в сегодняшней статье. Парк как нельзя лучше подошел для съемок этого фильма 1980-х годов, где показан ностальгический образ Москвы 1950-х, ведь практически все здесь сохранилось в первозданном, пусть и несколько подряхлевшем виде. Не похоже, что парку грозит масштабная реконструкция или современное московское благоустройство, но все-таки надолго не откладывайте свой визит сюда. Ранняя осень представляется идеальным временем для такой прогулки.
И на этом об одном из крупнейших исторических парков в центре Москвы на сегодня все. Спасибо, что дочитали. Надеюсь, было интересно!
Понравилась статья? Поддержите автора.