Найти тему
Заметки Моргора

Ещё раз про блазню

А помните, я про блазню писал? Помнят, наверное, только два человека из числа постоянных читателей, которые со мной буквально с первых дней существования канала.

Ну, кто не в курсе дела, но всё-таки решил ознакомиться с данной заметкой, поясняю.

Есть такая книга, с которой началась моя любовь к славянской мифологии. «Русские легенды и предания» называется, авторы Елена Грушко и Юрий Медведев.

И на страницах данного издания содержится масса выдумок – персонажей высшей и низшей славянской мифологии, которых на самом деле никогда не существовало. Плоды воображения, мистификации, фикция – всего этого щедро напихали под обложку, сдобрив иллюстрациями художника Виктора Королькова.

«Русское фэнтези» Виктора Королькова
Заметки Моргора4 октября 2021

Иногда я обращаюсь к «Русским легендам и преданиям» (всё-таки сия книженция – в деле изучения верований наших славянских пращуров скорее вредная, нежели полезная – вызывает у меня определённую ностальгию) и разбираю никогда не существовавших в фольклоре и мифологии персонажей, которые легкомысленно перепорхнули с книжных страниц в интернетики и расползлись по разным сайтикам псевдославянской направленности.

Критиковал я и такого персонажа как блазня. Повторяться не буду, кто желает – милости прошу ознакомиться, скажем так, с первой частью настоящей заметки:

Я искал источники, которые бы упоминали блазню (или блазеня), кроме «Русских легенд и преданий», и на момент написания той статьи не нашёл. Но, как это иногда бывает в жизни, случайно наткнулся после.

Источник называется «Энциклопедия русских суеверий», принадлежит перу кандидата филологических наук Марины Никитичны Власовой. В библиографии «Русских легенд и преданий» значится «Новая абевега русских суеверий» М. Н. Власовой, так что, полагаю, дело о том, откуда у блазни «ноги растут», можно считать раскрытым.

Что же говорится о блазне в обнаруженном мной источнике («Энциклопедии русских суеверий» Марины Никитичны Власовой)? А говорится там следующее (правда, именно такая форма как «блазня» не называется):

Блазень, блазна, блазник, блазнь – привидение, призрак; галлюцинация.

«А как тут калики испугалися. А как думали бежит, да всё ведь блазник жа» [былина] (бассейн Белого мора); «Да блазнь это, очнись» (Свердловская губерния, область); «Блазнь нашла его в бане» (Средний Урал).

Блазень (от «блазить, блазнить, блазниться» – чудиться, мерещиться) – видение, привидение, которое по форме появления и проявления ближе всего к домовому, покойникам. «Блазнит» – когда нечто (часто невидимое) передвигается, издаёт звуки («стукочет», «пугает», «мерещится» и т. п.): «Блазнит, ровно кто ходит в пустом доме у нас» (Волог.); «Таперича долго блазнить да мерещить станет после такого гама и сутолоки» (Перм.); «Умерший сын являлся отцу своему – блазнилось отцу-то» (Волог.); «Преимущественно блазнит и судится народу с Николина дня до Крещенья» (Архангельская губерния, область); «Поговаривают о холерном доме, стоящем на торговой площади и временно занятом отделением богадельни, будто бы в нём чудится или, яснее, блазнит, но такова уж участь всех старинных зданий» (Пермская губерния, область); «Тут, вишь, блазнит по ночам, нечисто. Сижу я без огня, вдруг что-то мне поблазнило. Никак вошёл кто? Нет, это блазнит»; «Ему всё мертвецы блазнятся»; «Блазнит меня нечистый, в другой раз привиделся» <Даль, 1880>.

Что мне хочется отметить? Вся вот эта вот блазня и блазники явно являются производными от глагола «блазнить» (Власова сама об этом пишет), из десяти приведённых примеров существительное фиксируется в трёх, а в семи – глагол. Скорее это, всё же, просто этакое словечко, нежели обозначение нечистой силы (в приведённом тексте, опять же, большее внимание уделяется глаголу, нежели существительному).

К тому же, упоминания в каком-либо ином источнике я не обнаружил, хотя искал весьма усердно.

Может быть, Марина Никитична просто решила считать блазня-блазню обозначением какой-то отдельной нечистой силы, в то время как это всего лишь производное от глагола, имеющего смысл «померещилось»? Считаю, что это так, но конечно, могу и ошибаться.