5 сентября у Алексея Константиновича Толстого юбилей - 205 лет.
Мне Алексей Константинович нравится больше, чем “наше всё” Лев Николаевич. И “Князь Серебряный” всегда казался интереснее “Войны и мира”. И вообще как историческая личность Алексей Константинович симпатичнее. И с царём он в детстве играл, а потом дружил, и ради прикола Козьму Пруткова создал с кузенами, и готическое фэнтези писал за пару веков до того, как это стало модно, и любовная история у него была красивая, хотя и без хэппи-энда.
Главной музой и любовью всей жизни Алексей Константиновича Толстого была странная дамочка. Говорили, что она страшненькая, но обаятельная. Тургенев её охарактеризовал: “чухонский солдат в юбке”.
Но Толстой в неё влюбился на маскараде, когда даже лица её не видел. Поэт и творческая личность, что поделаешь, романтики и таинственности ему захотелось.
Дамочка была замужем за каким-то мелким офицером Миллером, но с мужем не жила, а тусила то с одним литератором, то с другим, по балам, по салонам, по заграницам. И воспитывала типа племянника, который по слухам был её нагуленным ещё до свадьбы сыном от какого-то князька.
Толстой всё ей простил и жаждал жениться на этой сомнительной Софье Андреевне, но его строгая матушка была категорически против такого мезальянса.
В итоге, тринадцать лет он встречался со своей зазнобой тайно. А она, между прочим, всё ещё была замужем. Когда матушка Толстого умерла, дамочка быстренько развелась с офицером и стала женой графа и писателя. Всячески абъюзила мужа, текстами его не восхищалась, детей ему не родила, деньги тратила, довела до мигреней, которые Толстой глушил морфием и умер, не рассчитав очередную дозу. А она осталась богатой наследницей и продолжила тусить с литераторами высшего общества.
А если бы ему с женой повезло, как Льву Николаевичу, был бы у нас, наверное, другой Толстой на первом месте.
В общем, в честь юбилея писателя решила я прочитать “Упыря”.
В нынешний век романтическая проза прошлого выглядит очень наивной и устаревшей, но всё равно интересно.
Сюжет таков: На балу некий странноватый тип сообщает герою, что благообразная старушка на самом деле злобный упырь и жаждет сожрать свою внучку. Герой в эту внучку немедленно влюбляется, та оказывается несчастной благородной сиротой. Дело идет к свадьбе, герой гостит у бабушки-упыря, ему то ли снится то ли является некая дама с портрета, которая то ли сожрать его хочет, то ли спасти. В итоге, всё заканчивается благополучно, для всех кроме бабушки и странноватого типа, который пугал всех упырями.
В целом, история очень смешная и с кучей малологичных поворотов. Но если учесть, что Толстому было двадцать пять лет на момент написания, а “Дракула” Стокера появился только через пятьдесят лет, а в России и вовсе единственным художественным текстом о вампирах было стихотворение Пушкина - то "Упыря" можно считать дедушкой вампирского романа. Наверное, когда он казался страшным, а не забавным.
А ещё Толстой стихи писал хорошие, а его даже из школьной программы убрали. Обидно.
Почитайте Алексея Константиновича Толстого в честь его дня рождения! Хотя бы что-нибудь маленькое, пока его совсем не забыли.