Сегодня, когда Александр Поветкин отмечает свое 43-летие, люди вспоминают его по-разному. Одни – хорошо, другие – очень хорошо. Почему такое единодушие? Потому что Поветкин год за годом давал им то, без чего они, оказывается, не могли жить. Вы вспоминаете его титулы? Зря. Титулы были, но не в них кроется его тайна.
Поветкин давал нам всем НАДЕЖДУ и не давал повода нам в нём, а заодно и в ней, усомниться.
Прошли годы. Многие годы. Двадцать лет. Жизнь изменилась. И только когда он отправился на заслуженный отдых, и никто не пришёл ему на замену (может, еще придёт), мы поняли, кого и что мы потеряли.
Все мы по жизни легковесы. Ну, средневесы. Да-да, есть отдельные тяжи, но это, скорее, исключение из правил, а так все копошатся на своем уровне. Я, разумеется, говорю фигурально.
Когда я впервые познакомился с Поветкиным, а это было на чемпионате Европы в Перми в 2002 году, самое большое впечатление на меня произвело то, что он не показался мне супертяжеловесом. Так, обычный крупный мужик.
Вообще-то, я делил мужиков по следующему принципу: с кем можно подраться и с кем нельзя. Мерилом служил совершенно огромный парень, встреченный в армии. Он был образцом человека, с которым драться «нельзя». А с Поветкиным было очень даже можно. Ну, высокий. Где-то 187 см, тяжёлый – где-то килограммов чуть за 90. Бывали такие.
Поначалу Александр Поветкин делил свое время между боксом и кикбоксингом. Занимался то одним, то другим. Но всё-таки сосредоточился на боксе. В 1995 году выиграл юношеский чемпионат России. В 1997 – стал победителем юниорского первенства. В 2000 году мог поехать на Олимпиаду в Сеул, но получил травму. Туда поехал Султан Ибрагимов и завоевал второе место.
На международном уровне успешно дебютировал в Брисбене на последних Играх Доброй Воли в весовой категории свыше 91 кг. Так что в Перми он был ещё «свежий и неокрепший». Я специально взял эти слова в кавычки, потому что, может быть, он таким и считался, но выглядел как человек, на которого команда надеется.
Он не подкачал и взял золотую медаль. Главным его соперником был итальянец Роберто Камарелле. Я его там, между прочим, видел много раз. Как-то так получилось, что всё время ездил с ним на одном автобусе на стадион. С Камарелле всегда была невысокая и очень красивая худенькая блондинка. Русская, по-моему, из обслуги. Не знаю, кем она ему была, но придавала ему слегка легкомысленный вид. Его взлёт тогда был впереди. Он станет чемпионом Олимпийских Игр 2008 года и чуть не станет чемпионом Игр 2012 года, но пока в Перми он вне всяких сомнений проиграл в финале Поветкину.
Потом было много всяких перипетий. Александр с переменным успехом выступал против очень хорошего и недооцененного боксера Алексея Лезина, и, в конце концов, поехал на Олимпиаду в Афины. Я знаю, что так говорить нельзя, но для Поветкина сложилось там все легко. Мы это вспоминали недавно. Единственным препятствием казался Камарелле, уже проигравший ему в 2004 году на чемпионате Европы в Пуле, но его хватило только на два раунда из четырёх. Дальше он просто спасался. Финал Александр прошёл без боя. Египетский спортсмен Мухаммед Али получил травму. Золото в супертяжелом весе досталось россиянину. Оно бы досталось ему, даже если бы у Камарелле выросла третья рука, но кто об этом помнит сейчас?
А дальше была профессиональная карьера, большая часть которой прошла у меня на виду. Его преследовали болезни и травмы. То он выступал больной, то у него разыгрывалось гнойное заболевание сучье вымя. Кто не знает, что это такое, тому повезло. Это дико болящий многостержневой гнойник подмышкой. Александр не мог руку толком опустить, а он выступал. Ни разу не помню, чтобы бой перенесли по его вине.
Противники менялись. На смену «разогревочных» пришли настоящие – Имаму Мейфилд, Дэвид Бостис, экс-чемпион мира Крис Берд, небитый Эдди Чемберс… Всех он бил, всех он крушил. Кого-то тяжело, как Чемберса, но бил. Несмотря на болезни, несмотря ни на что. Бой с Николаем Фиртой он выиграл одной рукой, так как вторая была в хлам разбита, но выиграл. Он думал, что он укрепляет свою веру в себя, но он укреплял и нашу. Мы оказались причастны к этому действу.
В 2011 году он встретился за вакантный титул WBA в тяжёлом весе (в профессионалах он соответствует супертяжелому у любителей) с Русланом Чагаевым. Он вырвал победу в самом конце. Опять вырвал. Уже в который раз.
В 2012 году Александр провёл бой с немцем албанского разлива Марко Хуком, которого вообще-то звали Муамером Хукичем. До сих пор неясно, что с Александром там произошло, но с четвёртого раунда ему было плохо. Так плохо, что его секундантов просто жуть брала. Хук это видел, пытался что-то сделать, но в результате проиграл бой на двух картах. На третьей получилась ничья. Очередной подвиг Поветкина, который как-то прошел полунезамеченным. А ведь были ещё и другие бои…
Ну, и, наконец, бой с Владимиром Кличко. Это произошло в 2013 году. Александр подошёл к нему, имея 26 побед и ничего, кроме них.
Александр был намного ниже, намного легче. К тому же Владимир был идеально подготовлен. Александру удалось то, что не удавалось почти всем противникам Кличко в то время – закончить бой на ногах. А Поветкин закончил и ушел сам. Иногда так бывает. Твоя маленькая победа в поражении. Кличко тогда сказал: «Поветкин проявил чрезвычайно высокие бойцовские качества. Несмотря ни на что, до самых последних секунд он пытался нанести решающий удар. Я удивлён стойкостью Александра и его желанием победить. Поражения играют в жизни важную роль, если ты сумеешь их проанализировать. Я это знаю на себе. Я помню, как меня списали со счетов все специалисты, но я это преодолел».
Свое последнее чудо Поветкин совершил 22 августа 2020 года, то есть почти два года назад. Тогда, проигрывая бой свой первый бой Диллиану Уайту, он увидел в его защите небольшую дыру и принялся над ней работать.
Пятый раунд начался не слишком удачно. Александр что-то пропустил, потом нырком ушёл от удара Уайта справа, оказавшись в удобном положении для того, чтобы нанести левой апперкот, и нанес его. То, что это нокаут, было ясно, ещё когда Уайт падал. Он падал как-то сразу весь, а не по частям: сначала ноги, потом руки… А он просто опрокинулся. Не знаю, открыл рефери счёт или не открыл, но мог и не открывать. Он пролежал дольше десяти секунд. И ещё сразу было видно, что это домашняя заготовка. Уж слишком быстрой она была.
Я знаю, что был второй бой с Уайтом. Знаю, как он закончился. Но… Это не имеет никакого значения. Как бывало с ним очень часто, Александр был очень болен, только на этот раз всё было серьёзнее. Тяжёлый ковид, который прошел неважно. Было видно, что его нельзя выпускать на ринг, но он вышел. Все равно вышел. Вышел на последний бой, когда ему самому уже был сорок один год…
Александр, этого всего не было. Бог пришёл и стёр эту страницу с доски твоей жизни, как до этого стирал многие другие страницы. Для нас ты такой, каким был 22 августа 2020 года, когда ты стоял, а рядом с тобой лежал едва живой Уайт.
С днём рождения, Саша!