«Проды! Проды! Проды!»
Скандирует читатель. Того же требуют алгоритмы литплощадки. Минимальный минимум — глава раз в неделю; желанный оптимум — «прода» каждый день.
«Прода» — термин литературных площадок нового поколения (напр-р: АТ, «литнет», «целлюлоза» и т.д.), обозначающий выкладку автором очередной главы незаконченного произведения.
1. Как начинается штурмовщина (и что это такое)
И вот — начинается штурмовщина: автор выкатывает поток букв прямо из головы:
- Вычитка (как автором, так и добровольцами)? Потом, некогда.
- Анализ сюжета, разбор сюжетных линий, придумывание планов? Потом, некогда. В процессе «штурмовщины» сюжет чаще всего выкраивается «в онлайн-режиме», даже автор чаще всего не знает, что будет дальше и чем кончится история.
В этом есть и преимущество: нередко книга теперь пишется фактически в соавторстве с комментаторами, предлагающими идеи и сюжетные ходы.
- Главы-филлеры? Да, да, да! Читателю — важно, чтобы были буквы, и там что-то происходило. Писателю — важно получить хоть немного времени «на подумать».
Конечно же, этим всё не ограничивается, но такие признаки — самые характерные свойства штурмовщины.
2. Что в ней хорошего
Но не стоит воспринимать штурмовщину как однозначное зло. По крайней мере, для читателя — в ней есть и плюсы:
- Как минимум, тот самый «эффект совместного творчества». Иной раз доходит даже до выбора сюжетных ходов голосованием.
Именно участие читателя в процессе творения делает площадки нового поколения — площадками нового поколения, а не просто «литресом» с прикрученным алгоритмом от Дзена. - Прода. Будем честны, нам всем нравится, чтобы книги выходили чаще. Особенно с моим чёртовым скорочтением, когда прода в типовые 20 тысяч знаков «усваивается» за минуту — а дальше снова книжный голод, желание новой «дозы» или на худой конец поискать ещё кого-то.
Влияет ли это отрицательно на качество? Я бы не сказал, что всегда: в конце концов, тот же Достоевский иной раз заканчивал целиком книгу (старого образца, не 12-14 авторских «современного стандарта») меньше чем за месяц.
3. Что в ней плохого
Но, тем не менее, нельзя не признать, что и вред такой подход несет. Особенно, став нормой современных реалий. И вот почему:
- Дискриминация авторов по скорости работы.
Кто-то печатает быстро, кто-то — не настолько быстро. У некоторых людей идеи сами летят из головы, другие — смело соавторствуют в комментариях, третьи — хотят обдумывать каждую мысль по часу.
Вот только новые реалии загоняют всех «под одну гребёнку», делая скорость важнейшим конкурентным преимуществом в борьбе за внимание как читателей, так и алгоритмов. - Работа на износ. Рано или поздно автора это так достаёт, что он хлопает крышкой ноутбука и объявляет, что уходит в отпуск. Месяца на два. А это, товарищи, уже признак эмоционального истощения и повод задуматься: как у авторов со здоровьем в таком вот режиме, без выходных и отпусков?
- Потери качества.
Да, не все из нас — Достоевские. Для кого-то «потолок» без потери качества — та самая «прода в день», у кого-то — одна-две в неделю... Это приемлемо.
А у кого-то без потери качества получается только глава в месяц. Но, если они хотят внимания алгоритмов — качеством приходится жертвовать. А они хотят.
Так хорошо это или плохо?
Нас не спрашивали. Просто поставили перед фактом: «товарищи, пришла новая эпоха, и теперь все работают так. Нравится лично вам оно или нет».
Но — если бы спросили меня, то я бы ответил так:
С позиции читателя — я безусловно доволен. Но, как знакомый писателей — крайне обеспокоен тем, что такие режимы загоняют человека в могилу. Особенно с учётом того, что даже перерыв между книгами делать не рекомендуется.
А на этом — у меня всё. Что вы думаете на счёт «штурмовщины»: стало ли лучше, или минусы перекрыли плюсы?
Лайк, подписка, комментарий на тему — всё, что нужно для поддержки канала. Это несложно:-)