Найти в Дзене
Сапфировая Скрижаль

Центральная идея ведической цивилизации. (2 часть)

Н.К.Рерих "Победа (Змей Горыныч)". На картине 1942 года символически изображена победа советского народа над немецко-фашистскими захватчиками.
Н.К.Рерих "Победа (Змей Горыныч)". На картине 1942 года символически изображена победа советского народа над немецко-фашистскими захватчиками.

Итак, продолжаем разговор о Ведах. В этой части статьи поговорим об индийских ариях. Центральное место в Ригведе занимает сказание о поединке между Духовным Воином и Змеем. Победа над Змеем - вот фундамент, краеугольный камень древнейших Вед. Это главная победа в этом мире, которая позволяет миру существовать. В первой части статьи мы выяснили, что корни сказаний об этом поединке уходят на тысячелетия в доисторическое прошлое и сам по себе змееборческий миф древнее Вед. Так же мы рассмотрели сакральный философский смысл этого противостояния. Глобальное распространение этого сюжета в сказаниях разных народов во всём мире указывает на его громадное значение. В несколько видоизменëнном и расширенном виде этот Ведический сюжет мы видим в Авесте. А из зороастризма идея Спасителя была перенесена и в христианство. Но об этом позже.

В этой статье поговорим об индийском варианте описания поединка со Змеем. В качестве источника информации будем использовать Ригведу. В своё время часть арийских племён откололась и ушла в Индию, принеся с собой Веды. Из всех индийских Вед только Ригведа создавалась ещё в период арийской общности. Все остальные тексты были написаны позже и уже под влиянием местных реалий и верований тех народов, рядом с которыми жили индийские арии. Особенно начиная с Упанишад. Но, несмотря на новые духовные течения, индийские брахманы старые ведические тексты бережно сохраняли. Поэтому для восстановления коренных представлений ариев в первую очередь стоит опираться именно на Ригведу и крайне осторожно относиться к более поздним интерпретациям, так как различия в концепциях принципиальные. Описание Индры и Его подвига в Ригведе по смыслу сильно отличается от описания в Махабхарате и других текстах, появившихся после Ригведы.

Ригведа представляет из себя собрание песен-молитв, песен-прославлений, исполняемых во время проведения ритуалов. Поэтому в ней нет единого развёрнутого изложения доктрины. Однако гимны философского содержания есть, и восстановление общих идей, опираясь на осколочные сведения из различных текстов Ригведы возможно.

Индра убивает Вритру. Редкие изображения из 100-летней книги. Национальная библиотека Великобритании, Лондон.
Индра убивает Вритру. Редкие изображения из 100-летней книги. Национальная библиотека Великобритании, Лондон.

Примерно четверть всех гимнов Ригведы посвящена Индре. Главный подвиг Индры - победа над Змеем Вритрой. Восхваление этого подвига многократно повторяется из гимна в гимн. Существуют разные интерпретации значения этого поединка. Некоторые исследователи представляют Вритру как демона засухи. Однако глобальность самой битвы и её последствий не сопоставимы по значению с обычной грозой. Вритра не является и воплощением зимы, сковавшей реки. По тексту Ригведы действительно понятно, что арии знали о существовании земли, покрытой снегом, где одну часть года была ночь, а другую день. Но знать ещё не значит жить там постоянно. Арии были скотоводами, но разводили коров, а не северных оленей. Кроме того использовали более южные растения в своих ритуалах. Таким образом, когда говорится о том, что Индра вернул солнце на небо - это не обязательно про окончание полярной ночи. Да и, так же, как в случае с засухой, приход весны это совсем другой масштаб события, нежели спасение мира от гибели. Поэтому это тоже весьма сомнительная версия.

Голландский учёный Ф.Б.Я. Кёйпер представляет Вритру как силу сопротивления первичного хаоса, и Индра, убив Вритру, создаёт дифференцированный мир. То есть речь идёт о сотворении мира. Однако в Ригведе есть другое описание сотворения мира в котором нет упоминания Индры. Кроме того как таковые Боги, в том числе и Индра, «(появились) посредством сотворения этого (мира)» (РВ 10:129:6), то есть одновременно с сотворением. И уже потом Боги, после жертвы Пуруши, населяют этот мир сознанием. И ещё, согласно Ригведы, мир был создан из «Нечто», не являющимся ни бытиём, ни небытиём. А хаос - это всё-таки бытиё, хоть и не упорядоченное. Следовательно змееборческий миф - это не миф о сотворении мира, тем более, что в различных гимнах есть указания на то, что к моменту этой битвы мир уже существует и существуют люди:

«Индра столкнул колдовского Вритру, лежащего на великой реке. Задрожали два мира, испуганные ревущей ваджрой этого быка. Громко зарычала дубина этого быка (о том), что действуя в пользу человека, надо уничтожить нечеловеческого (врага).» (РВ 2:11:9-10 перевод Т.Я. Елезаренковой)
Индра убивает Вритру ваджрой. Автор Раманарайанадатта астри.
Индра убивает Вритру ваджрой. Автор Раманарайанадатта астри.

Итак, кто же такой Вритра? Вритра - перворождённый из змеев (РВ 1:32:4), угнетающий оба мира: и божественный и земной (РВ 1:52:10). Вритра - не человек и не Бог:

«Когда (тот, кто) не-бог, затаился против богов, то они выбрали Индру для поединка за солнце.» (Р.В. 6:17:8)
«В тайне находящегося, тайно затаённого в водах, скрытно живущего, колдовского змея, перекрывающего воды и небо, ты убил, о герой, (своею) героической силой.» (РВ 2:11:5)

«Вритра» переводится с санскрита как «затор», «преграда», «враг» (в русском языке есть слово «врата», как препятствие, закрывающее проход). Вритра - сын Дану, которая считается воплощением первобытных Вод. Но противостояние Вритры и Индры это не борьба хаоса и порядка, хотя Вритра своим существованием и приводит мир в хаос. Хаос - это лишь отсутствие порядка, но не отсутствие движения. Вритра разрушает мир так, что в результате не останется даже хаоса, ничего не останется. Вритра как змей удушает свою жертву. Вритра - это инертность, неподвижность, смерть как отсутствие движения и отсутствие сознания, тьма. Вритра перекрывает потоки - это значит, что Вритра ограничивает потоки жизни, что приводит людей к духовной деградации, а мир концу света и гибели. Потоки, которые перекрывает Вритра - это не просто реки, это «Воды Человеческие» (РВ 1:32:8). Арии любили в своих гимнах использовать сравнения и уподобления, ведь как иначе возможно рассказать человеческим языком о божественном мире? Что-то запредельное и непонятное описывается через что-то близкое и понятное. Реки, воды - это не только материальное воплощение воды, это модель чего-то большего. Реки - это восходящий и нисходящий божественные потоки, которые поддерживают существование мира.

Вритра лишён сил творения. Поэтому в Ригведе он назван «волом, хотевшим стать противником быка» (РВ 1:32:7). Материальный мир, теряя связь с божественным миром, в котором находится его исток, начинает разрушаться. Наш мир был создан не однажды раз и навсегда, он постоянно воссоздаётся, подобно картинке на экране монитора: если отключить свет, картинке придёт «конец света». Своими действиями Вритра не просто превращает мир в хаос. Это только первая ступень. Вритра стремится уничтожить творение полностью. С течением времени власть Вритры нарастает и в определённый момент Небесный Воин призван восстанавливать связь двух миров и начинать новый цикл, новый виток времени с новым небом и новой землёй. Если Он этого не сделает, миру придёт конец. Индра не создатель мира, но Он его Спаситель (РВ 2:11:16).

Высказывания из Ригведы об Индре (перевод Т.Я. Елезаренковой):

«Создавая свет для бессветного, форму, о люди, для бесформенного, вместе с зорями ты родился. Тогда же они устроили, что по своей воле он стал рождаться снова (и снова), и сотворил себе имя, достойное жертвы.» (РВ 1:6:3-4)
«Словно могучий бык - стада, с силой гонит он народы, властный, не встречающий сопротивления.» (РВ 1:7:8)
«В долгий мрак погрузился тот, кому Индра враг.» (РВ 1:32:10)
«Ведь как волны - озеро, тебя наполняют молитвы, которые для тебя , о Индра, усиления. Это Тваштар увеличил свойственную тебе мощь: он выточил (тебе) дубину победной силы.» (РВ 1:52:7)
«В телах твоих, о Индра, - богатые силы духа.» (РВ 1:55:8)
«Когда ты растянул твёрдую основу  - незыблемое пространство, ты установил (её) на столпах неба - рывком. Когда в борьбе за солнце в опьянении, в радостном возбуждении ты, о Индра, убил Вритру, ты выпустил поток вод. Ты с силой укрепил твёрдую основу неба (и) земли, о Индра, на (их) местах, (ты) великий.» (РВ 1:56:5-6)
«О Индра, с земли ты вышиб Вритру, с неба вы(шиб). Выпусти течь эти связанные с Марутами воды, дающие богатство (всему) живому. Да воспоют они (твоё) собственное царство!» (РВ 1:80:4)
«Тот, предела чьей силы не достигли ни боги со (своей) божественностью, ни смертные, ни даже воды, кто благодаря деятельной силе выдаётся над землёй и небом, - сопровождаемый Марутами, да будет нам Индра в помощь!» (РВ 1:100:15)
«Та твоя высшая суть Индры, очень далеко. Некогда её удерживали (в своей власти) поэты. На земле здесь одно, на небе другое от неё. (Всё это) сливается вместе, как свет.» (РВ 1:103:1)
«Ты сделал так, что земля стала видной для неба, о убийца змея, который освободил пути рек.» (РВ 2:13:5)
«Имена твои, о стоумный, мы произносим с мольбою во всех песнопениях, о Индра, чтобы одолев преследователей за сотню проявлений многопрославленного Индры, поддерживающего народы, мы возвеличиваем (его).» (РВ 3:37:4-5)
«Ты создал для человека удобные пути, словно они прямо ведут к богам... Ты повернул деревья корнями кверху.» (РВ 10:73:7-8)
«Как нож - суставы, ты сокрушаешь обманы...» (РВ 10:89:8)
Индра. Художник: Судхансу Аджаудхарани.
Индра. Художник: Судхансу Аджаудхарани.

Победоносец имеет множество имён. Даже в Ригведе Его называют по-разному. Сила Змееборца в той или иной степени всегда присутствует на земле, а не только на момент окончания цикла для участия в Небесной битве. Победоносных вождей и удачливых воинов арии считали проявлениями либо любимцами Индры:

«Ты проломил крепости Пипру, о мужественный духом. Ты сильно помогал Риджишвану в смертельных битвах с дасью. Ты поддерживал Кутсу в смертельных битвах с Шушной. Ты отдал Шамбару во власть Атитхигвы. Ты топтал ногой Арбуду, такого огромного. От века ты рожден для убийства дасью.» (РВ 1:51:5-6)

Дасью - это демоны, демонические люди, либо иноверцы. Ригведа по своему содержанию не однородна. Она запечатлела как гимны, опирающиеся на глубочайшие знания о Боге и мире, так и гимны с просьбами о помощи в битвах против безбожников-дасью. Арийское общество, как любое другое общество, состояло не только из философов, размышляющих о вечном, но и из людей думающих как победить богатого дасью и забрать его имущество. Как раз примерно в этот исторический период  был рождён великий Заратуштра. Мы находим в Ригведе некоторые гимны, которые отражают зачатки тех явлений в арийском обществе, которые заставили Заратуштру всерьёз задуматься над созданием новой ведической концепции, очищенной от наслоений, чуждых Духу. Но об этом в следующей статье.

Продолжение статьи читать по ссылке ниже.

Читать далее:

Центральная идея ведической цивилизации. (3 часть)

Центральная идея ведической цивилизации. (4 часть)

Центральная идея ведической цивилизации. (5 часть)

Центральная идея ведической цивилизации. (6 часть)

Центральная идея ведической цивилизации. (1 часть)