Найти тему

Зачем Цветаева в учебниках начальной школы?

Оглавление

Марина Цветаева, день памяти которой - 31 августа - поэт, чьи стихи сравнительно недавно вошли в круг детского чтения. Её произведения включены в программу по литературному чтению уже в начальной школе. Это вызывает очень неоднозначную реакцию у взрослых, но совершенно нормально воспринимается детьми. Почему?

Изображение из открытых источников
Изображение из открытых источников

Для круга детского чтения выбраны стихи Цветаевой о детстве, дружбе, играх, воспоминаниях о солнечных днях. Все эти образы понятны детям и вызывают живой отклик. Вот те из них, которые включены в программы начальной школы и 5 класса. При работе с текстами Цветаевой поэзия прекрасно интегрируется с живописью. Жаль, в учебниках достойного иллюстративного материала нет совсем.

Бежит тропинка с бугорка

Это стихотворение предлагается уже довольно опытным читателям - ученикам 4 класса.

В. Жданов "Июньский полдень" (2018). Изображение из открытых источников
В. Жданов "Июньский полдень" (2018). Изображение из открытых источников
Бежит тропинка с бугорка,
Как бы под детскими ногами,
Все так же сонными лугами
Лениво движется Ока;

Колокола звонят в тени,
Спешат удары за ударом,
И все поют о добром, старом,
О детском времени они.

О, дни, где утро было рай
И полдень рай и все закаты!
Где были шпагами лопаты
И замком царственным сарай.

Куда ушли, в какую даль вы?
Что между нами пролегло?
Все так же сонно-тяжело
Качаются на клумбах мальвы…
(М. Цветаева, ок. 1912).

Наши царства

На том же уроке в 4 классе предлагается и другое стихотворение из "детского круга":

Н. Милашевич "Летний полдень". Изображение из открытых источников
Н. Милашевич "Летний полдень". Изображение из открытых источников

Владенья наши царственно-богаты,
Их красоты не рассказать стиху:
В них ручейки, деревья, поле, скаты
И вишни прошлогодние во мху.
Мы обе — феи, добрые соседки,
Владенья наши делит темный лес.
Лежим в траве и смотрим, как сквозь ветки
Белеет облачко в выси небес.
Мы обе — феи, но большие (странно!)
Двух диких девочек лишь видят в нас.
Что ясно нам — для них совсем туманно:
Как и на все — на фею нужен глаз!
Нам хорошо. Пока еще в постели
Все старшие, и воздух летний свеж,
Бежим к себе. Деревья нам качели.
Беги, танцуй, сражайся, палки режь!..
Но день прошел, и снова феи — дети,
Которых ждут и шаг которых тих…
Ах, этот мир и счастье быть на свете
Еще невзрослый передаст ли стих?
(М. Цветаева, не позже 1910)

Книги в красном переплёте

А это стихотворение включено в учебник по литературе для 5 класса. Но оно прекрасно подойдет и для начала беседы или дискуссии о прочитанных летом книгах с детьми более младшего возраста.

Walter Firle "Три читающие девочки" ("Сказка") (ок. 1929). Изображение из открытых источников
Walter Firle "Три читающие девочки" ("Сказка") (ок. 1929). Изображение из открытых источников
Из рая детского житья
Вы мне привет прощальный шлете,
Неизменившие друзья
В потертом, красном переплете.
Чуть легкий выучен урок,
Бегу тотчас же к вам бывало.
— «Уж поздно!» — «Мама, десять строк!»…
Но к счастью мама забывала.
Дрожат на люстрах огоньки…
Как хорошо за книгой дома!
Под Грига, Шумана и Кюи
Я узнавала судьбы Тома.
Темнеет… В воздухе свежо…
Том в счастье с Бэкки полон веры.
Вот с факелом Индеец Джо
Блуждает в сумраке пещеры…
Кладбище… Вещий крик совы…
(Мне страшно!) Вот летит чрез кочки
Приемыш чопорной вдовы,
Как Диоген живущий в бочке.
Светлее солнца тронный зал,
Над стройным мальчиком — корона…
Вдруг — нищий! Боже! Он сказал:
«Позвольте, я наследник трона!»
Ушел во тьму, кто в ней возник.
Британии печальны судьбы…
— О, почему средь красных книг
Опять за лампой не уснуть бы?
О золотые времена,
Где взор смелей и сердце чище!
О золотые имена:
Гекк Финн, Том Сойер, Принц и Нищий!
(Марина Цветаева, 1908-1910)

В классе

В. Цветков "Не решила" (1969). Изображение из открытых источников.
В. Цветков "Не решила" (1969). Изображение из открытых источников.
Скомкали фартук холодные ручки,
Вся побледнела, дрожит баловница.
Бабушка будет печальна: у внучки
Вдруг — единица!

Смотрит учитель, как будто не веря
Этим слезам в опустившемся взоре.
Ах, единица большая потеря!
Первое горе!

Слезка за слезкой упали, сверкая,
В белых кругах уплывает страница…
Разве учитель узнает, какая
Боль — единица?
(М. Цветаева, ок. 1912)

Рассказывать о подробностях личной жизни многих поэтов и писателей, увы, не очень уместно в начальной и средней школе. Попытки серьёзно побеседовать о жизни Цветаевой есть на уроках в 9 и 11 классах. Но в 9-10 лет перед читателями предстает образ девочки Марины - их ровесницы. Примерно такой, как на этом фото:

Анастасия Цветаева, Александра Доброхотова (учитель, а не мама, как ошибочно указывают во многих публикациях) и Марина Цветаева. 1903 год. Изображение из открытых источников.
Анастасия Цветаева, Александра Доброхотова (учитель, а не мама, как ошибочно указывают во многих публикациях) и Марина Цветаева. 1903 год. Изображение из открытых источников.

При чтении её стихов "детского круга" достаточно рассказать о том, что у Марины Ивановны была строгая мама, очень общительный папа, любимая сестра и любимая няня-гувернантка. Можно аккуратно упомянуть, что детские и подростковые годы - солнечные, светлые - стали особенно дороги для поэтессы, когда она повзрослела. От этого мира, к сожалению, ничего не осталось.

#цветаева #русская поэзия #серебряный век #читаем с детьми #школьная программа #начальная школа #литературное чтение