🇩🇪📰Обзор немецких медиа
🗞Ostsee Zeitung в статье по премиум-подписке «Заморозить войну, снова вести переговоры с Россией: Насколько реалистичны эти требования?» приводит мнения различных экспертов, как можно наконец закончить эту войну, желательно позволив Украине сохранить лицо и государственность. Уровень упоротости: повышенный
В открытых письмах и телепередачах политики, артисты и интеллектуалы выступают против поставок оружия в Украину и за мирные переговоры - последний раз это сделал премьер-министр Саксонии Михаэль Кречмер. Мы проверили осуществимость и обоснованность его центральных тезисов с помощью трёх экспертов, представляющих различные точки зрения.
В различных открытых письмах политики, художники и интеллектуалы выступают против поставок оружия в Украину и за усиление давления в пользу переговоров между Москвой и Киевом. Этими требованиями министр-президент Саксонии Михаэль Кречмер (ХДС) недавно вызвал переполох в программе ZDF «Шоу Маркуса Ланца» [немецкий аналог российского «Вечера с Владимиром Соловёвым» – прим. Мекленбургского Петербуржца»] и на дебатах в Фонде Конрада Аденауэра.
Мы рассмотрели возможность и обоснованность центральных тезисов с тремя экспертами по России и Восточной Европе, которые представляют совершенно разные точки зрения на дебаты:
Ральф Фюкс является соучредителем и управляющим партнером аналитического центра Zentrum Liberale Moderne, который считается трансатлантическим и критикует Путина. Ранее Фюкс был членом правления Фонда Генриха Бёлля и членом федерального правления Партии «Зелёных».
Маргарете Кляйн - политолог, руководитель исследовательской группы по Восточной Европе и Евразии в берлинском Stiftung Wissenschaft und Politik, который консультирует, в частности, Бундестаг и правительство Германии. Исследования Кляйн посвящены внешней политике, безопасности и военной политике России, а также отношениям Москвы с НАТО.
Йоханнес Варвик - профессор политики и заведующий кафедрой международных отношений и европейской политики в университете Галле-Виттенберг. Он был президентом Общества политики безопасности с 2019 по 2021 год.
Требование первое: война должна быть заморожена. Нужно прекращение огня и переговоры. Результат этой войны не должен определиться на поле боя.
Главное требование противников дальнейших поставок оружия основано на оценке того, что у Украины всё ещё нет военных шансов против российского превосходства. «Мне кажется очевидной нереальность идеи, что Украина может выиграть эту войну - в том смысле, что она вернёт себе неоспоримую территорию, принадлежавшую ей в 2013 году», - говорит Йоханнес Варвик. Есть аргументы за и против такой позиции, «но для меня абсолютно ясно, что Россия обладает эскалационным доминированием и может достичь своих целей военным путем».
Вот почему мы должны попытаться найти баланс интересов с Москвой, чтобы предотвратить нечто худшее. «И самое худшее, что может произойти, это то, что Запад ввяжется в войну с Россией по вопросу Украины, которая может выйти из-под контроля», - предупреждает он, ссылаясь на «ядерный вариант» Путина. Канцлер Шольц также заявил в апреле: «Я делаю всё, чтобы предотвратить эскалацию, ведущую к Третьей мировой войне. Не должно случиться ядерного Апокалипсиса».
Для Варвика, как и для Кречмера, из этого следует, что война должна быть остановлена на её нынешнем уровне, даже если это означает, что Украина должна приспособиться к требованиям России-агрессора. Обе стороны придётся убедить удерживать - и принимать - нынешние позиции, без того, чтобы это повлекло за собой признание в рамках международного права: именно так Варвик описывает «замораживание» конфликта, приведённое Кречмером. «Да, Украине придётся отказаться от части своей территории на время - не обязательно навсегда», - объясняет он. Как и в случае с другими замороженными конфликтами - такими как раздел Германии с 1945 по 1989 год - если удастся избежать горячей войны, можно будет искать долгосрочные решения.
Ральф Фюкс не рассматривает замораживание как вариант: «После оккупации Крыма конфликт уже был однажды заморожен», - говорит он. «В Минском соглашении статус-кво, который Россия создала военным путём в 2014 году, не был признан, но с неохотой принят для прекращения огня». Путин всё же расширил войну в 2022 году: «Его не устраивает "замороженное состояние», - предупреждает Фюкс.
Кляйн также указывает на это: «Предыдущий опыт «замороженных конфликтов» с участием России показывает, что они не являются отправной точкой для готовности России к переговорам, а лишь позволяют конфликту перейти в якобы замороженную фазу. Отсюда в любой момент возможно «размораживание» конфликта в возобновлённый вооружённый конфликт».
Западные поставки оружия не помешают серьёзным переговорам, а в лучшем случае сделают их возможными, считает Фюкс: «Россия пересмотрит свои военные цели только тогда, когда окажется в обороне. Это не нереально - экономический и военный потенциал Запада во много раз превышает российский» [ну-ну 😁– прим. «Мекленбургского Петербуржца»]
«Каждая война в конечном итоге заканчивается переговорами», - также говорит Маргарет Кляйн. «Но важны условия, на основе которых ведутся переговоры - то есть, хочет ли одна сторона осуществить диктаторский мир - и стремится ли сначала к прекращению огня или сначала к переговорам». По её словам, решающую роль в этом играет военная ситуация: «Замораживание ситуации сейчас в конечном итоге означало бы, что Россия сможет закрепить свой контроль над территориями, которые она завоевала к настоящему времени».
Тогда станет возможным провозглашение независимости завоёванных территорий или даже аннексия их в пользу Российской Федерации, «что сделает невозможными любые переговоры с Украиной», - говорит Кляйн. «Прекращение огня не означает прекращения насилия на оккупированных территориях, а лишь переход от воинственного насилия к насилию оккупационного режима, что в конечном итоге приведёт к уничтожению украинской государственности и национальной идентичности».
Ральф Фюкс призывает серьёзно отнестись к словам самого Путина: он чётко обозначил цель своей войны: «уничтожение Украины как суверенного государства и независимой нации», - говорит Фюкс [правда? 🤔– прим. «МП»]. «Между целью России и целью Украины отстоять свою независимость и свободу просто не может быть компромисса. Поэтому результат этот войны будет достигнут на поле боя». Замораживание его до тех пор, пока Россия военным путем оккупирует значительные части Украины, только поможет Путину собрать свои силы и начать новую атаку при следующей возможности.
В то же время, по словам Фюкса, идея о том, что российская армия является непобедимой, опровергается с точки зрения обычных военных действий. А то, что Путин может прибегнуть к ядерному оружию в случае серьёзной обороны, является «фантазией страха»: он не решится на это в одиночку, российская властная элита не станет рисковать самоуничтожением.
Требование второе: Россия, агрессор, должна быть поставлена в такое положение, чтобы она была готова к переговорам.
Это действительно необходимо, говорит Маргарете Кляйн: «Но не так, как требуют некоторые авторы писем. Уступки Москве со стороны Запада - такие как снятие санкций - или давление на Украину с целью заставить её принять диктаторский мир, не вызовут в России готовности к серьёзным переговорам».
Напротив, говорит Кляйн: «Идея о том, что национальные интересы могут быть реализованы с помощью военной силы, подтверждается - как и убеждение, что Запад слаб и расколот». Только столкнувшись с возможностью поражения, российское руководство всерьёз приступит к переговорам. «Российские правозащитники и остатки демократической оппозиции говорят, что России не нужно ничего более срочного, чем поражение, - говорит Фюкс. «Чтобы оно очнулось от этого имперского безумия» [можно имена в студию, кто именно требует? – прим. «МП»].
Без угрозы применения силы Россию вряд ли можно привлечь к переговорам, говорит Фюкс. «Возможно, в начале войны можно было предложить другой выход, позволяющий сохранить лицо, - с предложением договориться о новом европейском мирном порядке и предоставить друг другу взаимные гарантии безопасности, как это было в своё время при разрядке», - говорит он. «Но это время, вероятно, прошло» [господин «эксперт», вы некомпетентны 🤦♂️– прим. «МП»].
В марте Украина всё ещё предлагала это в Стамбуле: отказ от членства в НАТО, замораживание статуса Крыма и линии границы от 23 февраля. Политолог Варвик видит в этом доказательство того, что Киев, как сторона, подвергшаяся нападению, может быть готов пойти на уступки. «Вместо того чтобы продолжать делать одностороннюю ставку на военную карту, с которой украинцы не могут выиграть, нам нужно наращивать усилия по прекращению огня, быть более креативными», - говорит Варвик.
Ральф Фюкс считает немыслимым, что Украина повторит предложение, сделанное ею в марте. «В то время Россия ответила подтверждением своих военных целей и эскалацией насилия», - говорит он. «Динамика войны и масштаб военных преступлений России сделали невозможным для Украины идти на уступки с тех пор». По его словам, украинцы ежедневно видят, как российское телевидение пропагандирует уничтожение их нации и оправдывает любой уровень насилия против них. Уверенность в том, что мирное сосуществование с Россией возможно, исчезла.
Если Запад ратифицирует ещё одно изменение границы против воли Украины, это будет политически и морально неоправданным - «и катастрофой для будущего европейского мирного порядка», - сказал Фюкс.
Требование третье: необходима крупная дипломатическая инициатива со стороны Германии, Франции, ЕС, США - «возможно, также с Китаем и Турцией».
На самом деле, по мнению Йоханнеса Варвика, никто не пройдёт мимо компромисса между Россией и США. В конце концов, Украине тоже придётся согласиться - хотя бы потому, что она зависит от американского оружия. Рано или поздно Путин может счесть за благо согласиться на Крым и оккупацию Донбасса. Однако, по его словам, США далеки от этого и по-прежнему пытаются значительно ослабить Россию и втянуть Украину в западный альянс. «Европа обязана повлиять на эту стратегию Америки, которая полагается исключительно на всё большие поставки оружия и слишком мало ищет путей для достижения прекращения огня», - сказал Варвик.
Ральф Фюкс также может представить, что Путин усилит давление на Запад, предложив прекращение огня: «Чисто рационально, он мог бы, в конце концов, взять и объявить о прекращении огня - с претензией на территории, которые сейчас занимает российская армия».
Это окажет давление на европейские столицы, которые находятся под растущим внутренним давлением. «Если Запад предложит или даже заставит прекратить огонь против воли Украины, это будет политической декларацией банкротства: мы откажемся от всех наших принципов и дадим понять всем ревизионистским державам, что принимаем закон сильнейшего».
Дипломатические инициативы, подобные инициативе с Турцией, до сих пор были успешными в ограниченной степени, когда они ставили конкретные частичные цели - например, экспорт зерна из Украины. «Но это удалось только потому, что Россия оказалась под растущим международным давлением и не хотела, чтобы её считали ответственной за новый голодный кризис в развивающихся странах, где Кремль также хочет расширить своё влияние», - говорит Фюкс.
Варвик придерживается аналогичного мнения: Европа и Турция могут сыграть определённую роль, но не решающую. «В конце концов, ключ лежит в Вашингтоне и Москве», - говорит он. «Китай может повлиять на позиционирование России, но, опять же, наше влияние на Китай очень ограничено».
Фюкс придерживается ещё более критической точки зрения: полагаться на Китай в качестве посредника, с другой стороны, было бы «следующим самообманом», говорит он: «Китай явно на стороне России». Он принял сторону России, предостерёг Запад от вмешательства, поставляет технологии, обходит западные санкции и всё больше покупает российские нефть и газ. Китай с Россией разделяет образ Запад как врага и поэтому не является беспристрастным посредником в этом конфликте.
Требование четвёртое: странам Балтии нужна более мощная форма сдерживания и безопасности против России.
Опрошенные эксперты считают бесспорным, что Эстония, Латвия и Литва нуждаются в более сильной защите от России путём сдерживания - т.е. увеличения численности войск НАТО - чем это было до сих пор. Однако причины этого различны: Ральф Фюкс говорит, что увеличение присутствия НАТО в Балтии является «классической политикой сдерживания - и опровергает тезис о том, что Россия в военном отношении обладает большим влиянием».
Кречмер и его единомышленники, таким образом, также предположили, «что в обозримом будущем сосуществование с этим режимом, не основанное на военном сдерживании, невозможно», - говорит Фюкс. «Из этого следует: любой, кто хочет отказаться от военной поддержки Украины, чтобы вместо этого обезопасить страны Балтии, отказывается от Украины как суверенного государства».
Йоханнес Варвик, напротив, видит будущее Украины иначе, чем будущее стран Балтии: «Мы должны признать, что не было хорошей идеей давать Украине обещание вступить в НАТО, как Запад ясно дал понять в Бухаресте в 2008 году», - говорит он. «Это была бы многообещающая линия компромисса - чётко сказать, что мы не будем больше настаивать на том, чтобы Украина перешла в западный лагерь - под которым я подразумеваю членство в ЕС, а также в НАТО».
В июне Украина официально получила статус кандидата в члены ЕС. Хотя формально страна всё ещё добивается членства в НАТО, президент Зеленский уже заявил, что до этого «ещё далеко». Варвик рекомендует Киеву отказаться от обеих позиций: лучше всего обеспечить свой суверенитет как нейтрального государства, которое является мостом между Востоком и Западом - вместо того, чтобы постоянно рисковать эскалацией с Россией по этим вопросам.
Требование пятое: в результате войны Германия нуждается в «хорошем оборонном союзе» с ЕС больше, чем в запланированных €100 млрд для бундесвера. Чтобы жить в мире с Россией, нужна собственная сила.
Ральф Фюкс считает, что идея о том, что Германия и ЕС могут заменить США в военном отношении, по крайней мере, на 10 лет преждевременна: «Как из-за военной техники, так и из-за нерешительности и политического веса Европы, Москва уважает только США», - говорит он. «Если европейцы хотят изменить ситуацию, им придётся сделать гораздо больше, чем они сделали до сих пор». «Американцы уже много лет требуют, чтобы бундесвер был более мощно оснащён в рамках НАТО».
Йоханнес Варвик также рассматривает НАТО как решающую защитную силу Запада. Пакет в €100 млрд для бундесвера в этом контексте уместен, но и достаточен: «В плане обороны мы уже намного сильнее России», - сказал Варвик [нда… 🤦♂️– прим. «МП»]
Бундесвер не так опустошён, как его изображают в дебатах. «Это одна из самых больших армий в Европе. Оборонный бюджет относительно большой, около €50 млрд». Таким образом, Германия вполне способна к сдерживанию, особенно в рамках своих альянсов.
@Mecklenburger_Petersburger
Хотите поддержать проект и читать больше эксклюзивных переводов публикаций в ведущих немецких СМИ? Это категорически приветствуется 😀👇
Поддержать проект Мекленбургский Петербуржец (исключительно по желанию)
Не забываем подписываться на канал «Мекленбургский Петербуржец» в Яндекс.Дзен