Иногда, глядя на живописные полотна великих мастеров давно ушедших дней, я частенько ловлю себя на мысли, что старательно всматриваюсь в детали, вместо того, чтобы наслаждаться произведением целиком и воспринимать все его элементы как единое целое. Но ведь как порой бывает интересно пофантазировать о том, кто вон тот человек, стоящий в тени главных персонажей, как сложилась судьба детей, неохотно позирующих художнику, что в кувшине у женщины, зашедшей в комнату...
С центральными героями многих картин, если они не являются случайными моделями или их личности специально скрыты автором от публики, как правило, все понятно. У них есть история, биография, и такая картина воспринимается как фрагмент из их жизни, застывший в истории и удачно зафиксированный на холсте талантливым мастером.
Что же касается других участников, которые чаще всего играют роль «мебели» и создают необходимый для художника антураж, о них едва ли кто-то задумывается. В конце концов, эта история не про них...
Так вот, когда мне в очередной раз на глаза попалась картина испанского художника Диего Веласкеса «Менины» (уверен, вы прекрасно ее знаете), я задумался: а что за персонаж находится в правом нижнем углу рядом с собакой? Это ребенок? Это старуха? Кто это и как связан этот человек с королевской семьей, изображенной на полотне? «Дьявол кроется в деталях», - подумал я и решил узнать об этой загадочной личности чуть подробнее.
Итак, миниатюрная женская фигура, расположенная в правом нижнем углу картины Диего Веласкеса «Менины», принадлежит Марии Барболе, также известной как Мари, Мариабарбола и Мариабарбола Аскин, девушке, страдающей от редкого вида карликовости – ахондроплазией, при которой нарушается процесс роста и развития костей.
Мария приехала в Испанию из Австрии и практически сразу ей удалось получить работу придворного карлика в доме королевы-регента Испании Марианы Австрийской с официальным титулом Энана де ла Рейна и компаньонкой Маргариты Терезы Испании.
Во времена позднего Средневековья держать при дворе карликов было в порядке вещей. Маленькие люди очень часто не только принимали участие во всевозможных увеселительных мероприятиях, выполняя функции шутов и клоунов, но и сопровождали монархов во время важных приемов и встреч.
На фоне карликов монаршие особы выглядели более могущественными, что, конечно же, помогало при решении некоторых вопросов. Кроме того, многим привилегированным особам просто нравилось, как выглядят карлики: необычный внешний вид позволял думать, что они являются частью мира магии.
В 1656 году Диего Веласкес написал, наверное, одно из самых известных своих произведений - картину «Менины», на которой изобразил семью испанского короля Филиппа IV в окружении слуг, фрейлин и придворных шутов.
Мария Барбола тоже оказалась на картине, благодаря своему «положению». И, казалось бы, придворный карлик, шут, потеха на радость благородным дамам и господам...почему на картине Веласкеса Мария Барбола выглядит как истинная леди? Дело в том, что художник абсолютно осознанно не стал изображать маленькую женщину в типичном для того времени образе.
Во многих художественных произведениях, и живописных в том числе, карликов высмеивали, глумились над их повадками и внешними уродствами. Собственно, а для чего еще они были нужны? Но на картине «Менины» все иначе... Мария была запечатлена в крайне сдержанной позе, с задумчивым и спокойным выражением лица, рядом с принцессой, да и к тому же она смотрела зрителю прямо в глаза. Едва ли любой придворный шут мог позволить себе подобную вольность, да еще находясь рядом с монаршими особами.
Эта деталь, как и многие в картине «Менины», на первый взгляд совершенно неприметная, тем не менее, сделала работу Веласкеса революционной для своего времени. Художник пересмотрел положение карликов при дворе и показал, что они тоже достойны уважительного отношения.
Пришедший к власти в 1700 году король Филипп V реорганизовал испанский королевский двор в соответствии с современными принципами. Он посчитал должности придворных шутов и карликов пережитком прошлого и, как следствие, упразднил их.
Мария Барбола лишилась не только своей работы, но и уважительного отношения при дворе, и была вынуждена вернуться в родную Австрию. Дальнейшая ее судьба, увы, неизвестна. Зато образ этой маленькой женщины навсегда запечатлен на картине Диего Веласкеса «Менины» - одного из самых известных полотен в мире, которое сегодня хранится в музее Прадо в Мадриде.
Буду очень благодарен вашей подписке на мой канал и лайку под этой записью!
Обязательно подпишитесь на мой YouTube канал, где ежедневно выходят мои репортажи и короткие видео на тему истории, путешествий и личной жизни.
Увидимся на канале!