50 лет назад художник-реставратор высшей категории, директор Царскосельской янтарной мастерской Борис Игдалов пришел в профессию. Из далекого сегодня за эту звезду на реставрационном небосклоне можем смело сказать спасибо скоростному бегу на коньках. Из-за него юноша (между прочим, кандидат в мастера спорта) «прохлопал все экзамены в вузы». И сделал выбор в пользу ПТУ-11 при «Русских самоцветах» и художественной обработки камня. Вот уж точно: судьба.
Борис Павлович формально – не сотрудник музея, но «группа крови» у него точно – музейная. С Царским Селом он связан с 1985-го: начал работать над воссозданием флорентийских мозаичных панно для Янтарной комнаты, разработал соответствующую методику. Когда мозаика «Осязание, обоняние» была полностью готова, в Германии обнаружили подлинник. Представляете, какой волнительный момент? При сравнении выяснилось, что Игдалов выполнил всё в точности, как итальянские мастера прошлого.
Царскосельскую янтарную мастерскую он возглавил в 1996-м. Воссоздание «восьмого чуда света» завершилось мировым триумфом. Казалось, что сопоставимых по масштабу и сложности объектов больше не будет. А они случились, и не один. Агатовые комнаты (личные апартаменты Екатерины II, сохранившие подлинную отделку); Лионский зал (с «золотым» лионским шелком и лазуритом); церковь Воскресения Христова Екатерининского дворца (шедевр Растрелли, со стенами цвета берлинской лазури и изысканной золоченой резьбой). Сейчас мастера возрождают еще один шедевр – личные комнаты Екатерины II в Зубовском флигеле. По разнообразию и сложности техник, обилию материалов – это реставрационный Монблан.
Знаем наверняка: справляться с этим удается во многом благодаря колоссальному опыту, мудрости, интуиции, вкусу, ответственности Бориса Игдалова. Есть у него еще один дар: он умеет рассказывать о тонкостях этой работы интересно, доходчиво и образно. И с особой теплотой – о легендарных ленинградских реставраторах, в том числе об Александре Кедринском; о старейших специалистах мастерской. Да и вообще просто про жизнь с Борисом Павловичем так хорошо говорить! Он её любит и умеет ценить моменты.
Дорогой Борис Павлович, не будем желать Вам ровной профессиональной дороги. Пожелаем такой, чтобы с новыми вершинами и сложными задачами – с простыми неинтересно. Вдохновения и красоты!
P.S. А вуз Борис Игдалов окончил позже, и не один.