Личности незаурядные и судьбы необыкновенные всегда волновали режиссера Сергея Колосова («Вызываем огонь на себя», «Операция «Трест»). И вот недавно мастер телевизионного кино представил в ЦДРИ и на телеэкране двухсерийный телефильм «Маска и душа» по книге воспоминаний Ф.И. Шаляпина. В фильме занято много известных артистов — от Сергея Безрукова и Эдуарда Марцевича до Виктора Сергачева, Бориса Плотникова, Василия Мищенко и других, но ни одному из них постановщик не доверил роли главного героя. Герой — великий русский певец Шаляпин — остается за кадром, мы слышим только его голос и видим, как бы его глазами, людей, с которыми ему довелось общаться, события, свидетелем которых он становился, и замечательную российскую природу (оператор Дильшат Фатхулин).
Режиссером найден интересный и емкий образ Странника. В крестьянском армяке и с суковатым посохом этот статный бородач (Виктор Соловьев) идет по русской земле, как бродили сотни и тысячи калик перехожих, в поисках «счастливой» земли, где не было бы угнетения, несправедливости и где каждый может стать тем, кем он должен стать по предписанию Бога. Ведь и Шаляпин, несмотря на свою славу, был таким же вечным бродягой и изгоем, у которого никогда, по сути, не было своего дома.
Производство фильма не обошлось без проблем: например, когда искали судно для съемки одного кадра отъезда семьи Шаляпина за границу, директор группы забрался через забор на территорию завода, строящего подводные лодки, и был задержан охраной.
Одну из сцен снимали в бывшем кабинете Дзержинского. В кадре часто присутствуют подлинные шаляпинские вещи — постель, обеденный стол певца, стул (на который садиться не разрешалось).
«Недавно по телевидению была передача об опере, выступали певцы, человек двадцать — и никто из них ни разу не вспомнил Шаляпина, — говорит народная артистка СССР Людмила Касаткина. — У нас не умеют по-настоящему ценить гениев. Ведь до самого последнего времени Шаляпину не было в России памятника! Я рада, что этот фильм появился в стране, которую Шаляпин любил, постоянно доказывая эту любовь. Спасибо артистам, которые согласились на крохотные роли».
А актеры, и со званиями, и без званий, говорили, что откладывали все другие дела, узнав, что на эпизод их пригласил Сергей Колосов. А сам мастер ужасно переживал, что во время телепоказа в его картину врезали шесть рекламных вставок с трусиками и томатами, которые размывали его замысел, сбивали интонацию фильма и по теме были неуместны.
Премьера фильма «Маска и душа» в ЦДРИ не случайна — именно этот дом работников искусств был некогда штабом в борьбе за музей Шаляпина в Москве.
Сергей Николаевич Колосов вздыхает лишь о том, что вторую часть книги Шаляпина («Под большевиками»), запрещенную у нас, ему вряд ли удастся снять — уж слишком там много зарубежных съемок: где на них взять средства?
Петр АРКАДЬЕВ
КИНО ТЕЛЕ ВИДЕО
15 декабря 2003 г.
#ЦДРИ #история #архив #кино #СергейКолосов #Москва #кинотелевидео #пресса #статья #Шаляпин