Найти тему
13-й пилот

Сенаки-90. О маршруте перегона. В Нижнем Новгороде

Фото из свободных источников. Ну, разве - не красота?
Фото из свободных источников. Ну, разве - не красота?

Маршрут перегона самолётов на заключительном этапе — Вазиани — Тегеран — меня сразу насторожил. Я прикидывал маршрут полёта в Тегеран, и думал, что мы полетим до Каспия, а потом повернём на юг - в Иран, там от нашей границы до иранской столицы рукой подать. Но сверху нам спустили другой маршрут: через Армению, пересекаем госграницу в районе Джульфы и чешем над иранской территорией до самого Тегерана. А это значит, что системой ближней навигации мы воспользоваться не сможем — выйдем за радиус действия радиомаяков. И радиолокационного наблюдения за нами не будет со стороны наших органов контроля воздушного движения. Мы будем вне досягаемости наших локаторов. Если что случится на маршруте, уклонение самолёта от линии заданного пути, например, то вернуть самолёт на путь истинный будет некому. Или, не дай Бог, случится потеря ориентировки над иранской территорией, то подсказать направление до ближайшего аэродрома будет некому. Интересное кино!

Штурман полка на мой вопрос - чем вызван такой странный выбор маршрута, - только пожал плечами и ткнул пальцем в небо, мол, начальству видней.

- Мы же большую часть пути будем идти в «автономном режиме» работы радиосистемы ближней навигации. А если ветер будет сильный боковой?
- Ничего, справитесь, - поджал губы штурман полка, - вспоминайте дедовский способ самолётовождения. Посчитаете перед полётом угол сноса и будете идти с поправкой. Вы же в училище без РСБН летали?
- Без РСБН. Так это мы над своей территорией летали, а тут — чужая. Языка не знаем, у них война с Ираком недавно закончилась, вдруг перепутают и примут нас за нарушителей?
- Ну, Толя, значит ваша очередь пришла, - язвительно усмехнулся штурман полка.

Ну, что я пристал к человеку? Он не больше моего знает, указания на перегон сверху получил и исполняет.
Другой вопрос: а как мы будем взаимодействовать с иранскими органами управления воздушным движением, если мы ни фарси, ни английского языка нихт ферштейн? Оказалось, впереди нас будет идти Ил-76 и будет ретранслировать наши доклады наземным службам Ирана на английском языке. Замечательно!
Ладно, с заключительным этапом всё понятно. А откуда самолёты будем забирать? С двух заводов: на одном спарки выпускают, а на другом — боевые. Перегон с заводов получается в два этапа с промежуточной посадкой в Котельниково или в Астрахани. Через Астрахань — запасной маршрут, если в Котельниково погоды не будет. В два раза больше рисования на картах и мандричках, то бишь — на штурманских планах. Нам не привыкать. А я люблю рисовать. Правда, каллиграфом меня не назовёшь.

Готовились к перегону спешно, штурман полка следил, чтобы каждый нелётный день группа работала над оформлением карт и штурманских планов. На завод отправлялась большая группа во главе с замкомполка. Он был человек опытный в работе с заводчанами, намекнул, что возможно длительное ожидание готовности самолётов, нужно подготовиться. Народ намёк понял, скинулись и отправили в ближайший выходной в Кутаиси знающего человека затариться коньяком-сырцом. Рабочие коньячного завода продавали сырец на разлив. В России-то с со спиртным туго, по норме в одни руки.

Подготовили все штурманские документы, сделали нам контроль готовности, на котором присутствовал штурман дивизии. И стали ждать вызова с завода. Успели отлетать две смены в сентябре. На первой смене полк произвёл отстрел управляемых ракет над морем по мишени М-6. Я тоже на этой смене отметился двумя заправками: слетал в составе экипажа на разведку погоды и на отстрел ракеты. А на второй лётной смене отработал групповую слётанность в комплексе с воздушным боем в составе пары. По окончании полётов командир полка объявил нашей группе, что утром придёт наш транспортник — есть вызов с завода.

Утром прибыли на аэродром по гражданке, с небольшими сумками, забрали в высотном домике свои ЗШ и, после краткого, но сурового напутствия командира полка, погрузились в транспортник и полетели в Нижний Новгород. Сразу после посадки нашли и оформились в заводской гостинице, сделали заявку на питание в лётную столовую завода, и вернулись на завод в лётную группу. Сели в классе и стали изучать район полётов и общаться с местными лётчиками — двое гоняли бильярдные шары. Нам предстояло перед перегоном выполнить облёт самолётов, знание района полётов необходимо, да и схему аэродрома не помешает точно знать, чтобы не заблудиться после посадки.

Старший группы пошёл выяснять отношения с каким-то нужным начальством и не скоро вернулся с известием, что самолёты ещё не готовы и у нас есть три дня на отдых. Поужинали в лётной столовой и двинулись в гостиницу. По дороге надо было купить закуски, но вечером в городе это оказалось затруднительно. Поручили достать съестное моему Второму, кое-кто знал, что он это умеет делать, если ожидается выпивка. А она была неизбежна: надо отметить начало командировки, тем более, что полётов завтра не предвидится.

У меня была надежда ещё и на Четвёртого: у него всегда имеются припасы. Но Четвёртый делал вид, что у него ничего нет, и я не стал его палить перед компанией. Второй не подвёл: не прошло и получаса, как он, сияющий, появился с булкой хлеба и консервами. Да нам-то много еды и не надо было — поужинали в столовой. Нахваливая расторопность Второго, быстро расселись за столом в самом большом номере. Четвёртый вскрыл консервные банки - только у него был набор туриста с вилкой и ложкой чайного формата и остальными нужными лезвиями и штопором, - не забыв самую вкусную из консервов, поставить рядом с собой. Появилась канистрочка с коньяком и прошлась по наличным стаканам — их на всех не хватало. Замкомполка сказал короткий тост, лётчики выпили и передали стаканы по кругу. Пошёл по кругу и туристический набор Второго с маленькой вилкой и банкой консервов. После того, как все выпили, замкомполка стал выяснять у кого какие пожелания на предстоящие три дня. Один лётчик был родом из этого города отпросился домой к родителям. Ещё двое сделали заявку на отъезд из города к родственникам и получили разрешение. Остальные решили изучить достопримечательности города.

После второго круга стаканов наш комэска вслух удивился, что нам повезло со свободным временем, обычно приходится каждый день отмечаться на заводе, сидеть там до окончания светлого времени на вылет — до вечера.
- А нам это светило и этот раз, - довольно усмехнулся замкомполка.
- И как Вам, товарищ подполковник, удалось этого избегнуть?
- Как, как? Мне главный так и сказал: появляйтесь тут каждое утро, мы самолёты ставим в план на облёт каждый день. Чтоб мы вас не искали по городу. Как только аппараты из цеха выкатят, тут сразу и облетаете.
- В гарнизоне за забором торчишь, вырвались на свободу — опять сиди целыми днями за заводским забором, жди с моря погоды, - не выдержал герой вечера Второй.
- Во-во! Не стал спорить с главным, пошёл к начальнику цеха, а перед этим отлил из канистрочки коньяка в бутылку. Ставлю ему на стол, мол, мужик, скажи точную дату, когда вы самолёты их цеха выкатите, мы хотим немного расслабиться. Он бутылку сразу спрятал и говорит, что три дня могу гарантировать твёрдо, а потом подходите, уточню новую дату. Хмырь! Опять с бутылкой придётся идти.
- Может и выкатят к этому времени — зачем они так рано нас вызвали? - промолвил Второй, всегда торопившийся домой из командировки.
- А у них тут план и премия, самолёт выкатили, сразу должны принять военные и убраться с ним с завода — лишнего места у них нет. Пусть лучше военные лётчики неделями сидят на заводе, чем на заводчанах самолёт будет висеть не принятый.

Лётчики наматывали на усы услышанное от замкомполка — такое в лётных училищах не преподают, такое постигается личным опытом. Методом проб и ошибок. А лучше — вот так, на конкретных примерах в конкретных обстоятельствах.
Закуска не располагала к долгим посиделкам — быстро закончилась, да и жидкий продукт надо экономить, непонятно сколько продлится ожидание самолётов. Замкомполка под занавес объявил, что он на трое суток убывает, а старшим остаётся наш комэск. Мне со своим звеном ехать было некуда, будем культурно отдыхать. Вот и комэск объявил, что после завтрака едем осматривать центр Нижнего Новгорода. Решил руководить культурным досугом личного состава. Возражений не было.

В первый день пошли к памятнику Чкалова. Какой грандиозный вид открывался с площадки на Волгу! Меня проняло видом крепостной стены, особенно, простотой башен. Просто слеза прошибла! После готики ГДР и затейливой архитектуры Грузии, эти скромные башни были бальзамом для души. Вот он - русский дух! Нечто похожее я испытал в Нижнем Тагиле, когда целую неделю бродил по городу и его окрестностям.
Осмотрели крепость, заходили в музеи. Набрались впечатлений и отобедали в ресторанчике. Не преминул приобрести карту-схему города, чтобы наметить план собственного набега по музеям. И тут же на прогулке обнаружил музей изобразительного искусства, а потом, совсем недалеко, ещё один художественный музей.
Обязательно схожу туда один.