В 1956 году в хабаровском журнале «Дальний Восток» появилась повесть неких Л. Петрова и А. Стругацкого «Пепел Бикини». В следующем, 1957-м, эта повесть в переработанном варианте вышла в московском журнале «Юность», а в 1958-м появилась в виде отдельной книги в престижном издательстве «Детская литература». Однако после такого феерического старта повесть больше никогда не переиздавалась, а спустя много десятилетий стало известно, что никакой Л. Петров (кстати, ставший впоследствии зятем Генсека СССР Н. Хрущева и автором его мемуаров) эту книгу не писал, а это работа исключительно Аркадия Стругацкого в последующей обработке его брата Бориса.
Давным-давно, еще в начале 70-х, когда я только-только начинал читать книги и ни о каких братьях Стругацких еще не знал, мне попалась книжка, очень интересная и захватывающая по тем детским временам, в которой затрагивалась очень серьезная политическая тема. Но написана была эта книга очень легким языком, что, в принципе, и неудивительно, так как была она издана известным уже тогда издательством «Детская литература», а это издательство никогда не публиковало произведения, которые были бы слишком тяжелы для детей школьного возраста. А я как раз в тот момент в такой возраст и вступил.
В общем, прочитал я эту книгу на одном дыхании, и был это самый настоящий приключенческий детектив на зарубежную тему. В политике я тогда, естественно, был не силён, поэтому политическая составляющая как бы пролетела мимо меня, а вся эта советско-коммунистическая агитация и пропаганда, которой тогда была наполнена практически каждая книга советских авторов, была мне настолько привычна, что тоже пролетела мимо меня вместе со всей политикой. Мне было интересно только следить за приключениями героев, их судьбой, и переживать вместе с ними всякие драматические ситуации.
Ну, я тогда читал очень много книг, потому, закончив читать эту повесть, отдал ее назад в библиотеку и быстро забыл даже ее название, не говоря уже о том, что имена авторов мне тем более не запомнились.
А зря! Оба автора этой книги были знамениты в равной степени, однако качество этой знаменитости для обоих было разным.
И вот, спустя лет 40 после этого я вдруг увидел эту книгу на барахолке, и взяв ее в руки, наконец, вспомнил ее название – «Пепел Бикини». И одновременно я очень сильно поразился, увидев на обложке знакомую фамилию – А. Стругацкий!
Это стало для меня настоящей сенсацией. К тому времени я был первым поклонником Стругацких, причитал все их книги, многие – неоднократно. Но я и слыхом не слыхивал о том, что старший брат Стругацкий был автором еще одной книги, очень неизвестной, судя по тому, что много десятилетий вращаясь в кругах любителей фантастики, ни от кого я об этом не услышал, пока сам не увидел этот факт своими глазами.
Я мгновенно купил эту книгу, даже не торгуясь (впрочем, и стоила она копейки, как все книги тогда на барахолках) и бережно принеся ее домой, стал изучать как бесценное сокровище. Второго автора этой повести – некоего Л. Петрова, - я вообще не знал, поэтому не обратил на него внимания. Но только потом я узнал, что это был за человек. Это был очень интересный человек, конечно, менее знаменитый, чем Стругацкие, но не менее значительный в свое время.
Короче, Лев Сергеевич Петров – это тот человек, который в 60-х написал автобиографию бывшего генсека СССР Никиты Хрущева. Он был журналистом, поэтому мог прекрасно писать, а так как Хрущев писать не умел, то и довелось все рассказы бывшего генсека о своей жизни облекать в нужную форму именно Петрову.
Но и не это главная заслуга Льва Петрова. Главная заслуга его была в том, что в 1963 году он умудрился жениться на дочери Хрущева Юлии Леонидовне. Вообще-то Юлия Леонидовна была не дочкой, а внучкой Хрущева, но она была удочерена им после смерти сына Леонида в воздушном бою во время войны и отправки его жены в ГУЛАГ по подозрению в шпионаже. Таким образом Лев Сергеевич Петров был самым настоящим зятем Хрущева, отцом его внучки (или правнучки?), и хотя умер при загадочных обстоятельствах в 1970-м, жена его, то есть внучка-дочь Хрущева, носила фамилию мужа вплоть до конца 80-х, не меняя ее ни на какие другие.
Вот такие интересные авторы были у книги «Пепел Бикини». Но еще более интересно то, что Лев Петров для этой книги не написал ни строчки. Это напомнило мне историю создания эпохального советского романа приключений «Наследник из Калькутты», который написал Р. Штильмарк, а в соавторы ему набился надзиратель того лагеря, где он сидел, некий Василевский.
Однако заслуга Льва Петрова в появлении этой книги все же была реальная, причем можно сказать, что была она огромной. Ведь одно дело – книгу написать, а другое – издать. Вот именно Петров и пробил ее издание в 1956-м, причем еще даже не будучи ни зятем Хрущева, ни знакомым с его приемной дочерью. Он подкинул своему бывшему армейскому сослуживцу Аркадию Стругацкому сюжет, затем уехал в Москву, где работал по линии КГБ в Совинформбюро (впоследствии ставшим АПН, известнейшим всесоюзным Агентством печати «Новости»). Именно благодаря своим московским связям он сделал так, что повесть в 1956 году напечатали сначала в хабаровском журнале «Дальний Восток», затем, в 1957-м – в московской «Юности» (орган Союза писателей СССР, в нем кого попало не печатали!), а в 1958-м издали наконец-то отдельной книгой в «Детгизе», причем довольно большим для тех времен тиражом – 90 тысяч!
Кстати, именно на деньги, полученные с этих трех публикаций, хоть и разделенных с «соавтором», Аркадий и Борис Стругацкие получили возможность прожить пару лет, не отвлекаясь на посторонние занятия, и написать свои первые классические произведения, которые и пробили им дорогу в большую литературу. Так что Лев Петров попал в соавторы совсем не зря, думается, что без его усилий по пробиванию рукописи Стругацким очень долго пришлось бы обивать пороги редакций – ведь не все гении становятся известными при жизни, вспомним пример того же Ван Гога.
Но в общем-то суть моего повествования заключается не в том, чтобы описать наиболее интересные моменты создания какой-то неизвестной и сегодня для многих книжки, изданной еще в хрущевские времена, и впоследствии более никогда не переиздававшейся.
Я хочу довести до фанатов творчества Стругацких, что эта книга плод творчества именно Стругацких, а не зятя Хрущева Льва Петрова, который никакого творческого участия в ее создании не принимал. Да, написал эту повесть целиком Аркадий Стругацкий, но Борис Стругацкий занимался ее довольно серьезной адаптацией к обоим московским изданиям – журнальному («элитному») 1957 года и книжному (детскому) 1958-го. Так что часть творческой работы именно Бориса в повести имеется, и книгу можно считать первой совместной работой братьев, хотя и своеобразной.
Своеобразие заключается в том, что эта повесть к фантастике не имеет никакого отношения, а описывает события, произошедшие в 1954-м году на тихоокеанском атолле Бикини, где американцы провели испытание своей ядерной бомбы. Все было бы шито-крыто, но тогда пострадали японские рыбаки, случайно подошедшие на своей шхуне «Счастливый дракон» очень близко к месту взрыва. В итоге радист корабля погиб от лучевой болезни, а остальные члены команды серьезно заболели.
Эта история тогда вызвала в мире широкий резонанс, а Аркадий Стругацкий в то время служил на Камчатке дивизионным переводчиком (японский и английский), а в 1955-м был переведен в Хабаровск в особую часть (тоже переводчиком). Таким образом в то время он находился совсем недалеко от Японии и имел возможность доставать японские газеты, в которых дело с пострадавшими японскими моряками рассматривалось очень широко. А тут его бывший сослуживец Лев Петров и предложил озвучить эту тему в литературном произведении, выписав ее как своеобразный политический детектив.
Вот так и родилась книга «Пепел Бикини», которая, по сути, и стала первым произведением братьев Стругацких, очень быстро сделавшим из них звезд немалой величины среди тогдашнего советского литературного бомонда. На братьев посыпались всякие почести, а тут и новые повести подоспели – ведь они все же не были графоманами, словившими попутный ветер.
А вот почему эта книга, довольно интересная и вполне заслуживающая внимания даже нынешних любителей приключений и фантастики, осталась «за бортом» творчества этих двух литературных гениев – для меня загадка. Я по этому поводу не нашел никаких объяснений, хотя перекопал в их поисках половину Интернета.
МОЖЕТ БЫТЬ, ВАМ ПОНРАВЯТСЯ И ЭТИ ПУБЛИКАЦИИ:
Рассказ «Человек из Пасифиды» ~ одно из первых произведений А. и Б. Стругацких а-ля Роберт Шекли