Найти тему
Реплика от скептика

Куприна, К.А. Куприн – мой отец. – М.: Художественная литература, 1979. Отзыв на книгу воспоминаний дочери об отце

Воспоминания дочери Александра Куприна Ксении (1908-1981) будут интересны не только тем, кто интересуется творчеством Куприна. В этой книге рассказ идёт о многих известных людях – Марии Морицовне Абрамовой – актрисе, сестры матери Ксении Александровны, Дмитрии Наркисовиче Мамине-Сибиряке, который был недолгое время женат на М.М.Абрамовой, Марии Карловне Давыдовой – первой жене Куприна, издательнице популярного журнала того времени, а также о многих писателях и художниках, с кем довелось общаться Александру Ивановичу Куприну.

Очень хорошо пишет Ксения Александровна о своей матери – Елизавете Морицовне Гейнрих, которая сама рано осталась без матери. Её воспитывала старшая сестра Мария Морицовна, но она умерла совсем молодой, и 10-летняя девочка осталась на попечении Мамина-Сибиряка. Мамин-Сибиряк вскоре женился на гувернантке своей дочери Алёнушки Ольге Францевне Гувале, и та сделала всё, чтобы выжить Лизу из дома. И совсем молоденькая девушка пошла сестрой милосердия на русско-японскую войну. И даже потом, когда Лиза вышла замуж за Куприна, Гувале не оставила её в покое, а сделала всё, чтобы Мамин-Сибиряк больше не общался со своей бывшей воспитанницей. Ревновала к памяти умершей жены, а может и к самой Елизавете.

-2

Но об этом лишь в самом начале воспоминаний, а дальше – рассказ о жизни Александра Ивановича Куприна. Множество забавных случаев из их семейной жизни вспоминает Ксения Александровна. Например, интересно было узнать, что Куприн с удовольствием и с риском для жизни погружался под воду и летал на аэроплане и воздушном шаре. Перед нами предстаёт совсем другой Куприн – не буян, забияка, грубиян и пьяница, а человек, мечтающий о своём клочке земли, чтобы развести там цветы, завести домашних животных и посадить сад – он считал, что его второе призвание – садоводство. Как поэтично он писал:

«Какая радость устлать лучинную коробку липовым листом, уложить на дно правильными рядами большие ягоды клубники, опять перестлать листьями, опять уложить ряд и весь этот пышный, темно-красный дар земли отослать в подарок соседу! Какая невинная — радость, точно материнская» -это относится к тому периоду, когда Куприн купил дом в Гатчине.

Очаровательны и трогательны страницы, где Ксения описывает своё детство.

«Как ни странно, теперь, когда прожита сложная и трудная жизнь, иногда бессонной ночью я вспоминаю детские обиды настолько явно, что ловлю себя на совершенно искреннем возмущении и взволнованности».

Но как раз про обиды в книге немного, больше хороших, добрых воспоминаний. О том, как любил детей и как возился с ними Куприн, о том, как дружил он со своим соседом, известным художником-карикатуристом Павлом Щербовым.

Как получилось, что Куприн, человек довольно радикальных взглядов, выступавший на стороне восставшего броненосца «Потёмкин», с энтузиазмом воспринявший весть об обеих революциях 1917 года, в итоге оказался в эмиграции?

«Но, несмотря на тяжёлый быт и свою обиду, мой отец ни минуты не думал об отъезде за границу. Он подтверждает это позднее:

«…Доходили до нас слухи о возможности бежать из России различными путями. Были и счастливые примеры, и соблазны. Хватило бы и денег. Но сам не понимаю что: обостренная ли любовь и жалость к родине, наша ли общая ненависть к массовой толкотне и страх перед нею или усталость, или темная вера в фатум — сделали нас послушными течению случайностей; мы решили не делать попыток к бегству.

Кроме того, мы, голодные, босые, голые, сердечно жалели эмигрантов. „Безумцы, — думали мы, — на кой прах нужны вы в теперешнее время за границей, не имея ни малейшей духовной опоры в своей родине? Куда вас, дурачков, занесли страх и мнительность?“

И никогда им не завидовали. Представляли их себе вроде гордых нищих, запоздало плачущих по ночам о далеком, милом, невозвратном отчем доме и грызущих пальцы».

Он не планировал эмигрировать, но в военной неразберихе 1919 года Куприны, убегая от фронта, оказались в Ревеле, а оттуда уехали в Финляндию, затем и в Париж.

Пишет Ксения Александровна об отношениях Куприна с Горьким, Буниным, Мережковским, Бальмонтом, Шмелёвым.

«В своей совершенно новой жизни в эмиграции Бунин и Куприн вели себя по-разному. Бунин завел в Париже много знакомств, любил наносить визиты. На европейский манер он заказал себе визитные карточки с дворянским «де» — «м-сье де Бунин», щегольски оделся по последней моде и сбрил бородку русского интеллигента. Отец подтрунивал над ним; Бунин воспринимал это болезненно».

Целая глава посвящена дочери Куприна от первого брака Лидии, которая прожила, к сожалению, очень короткую жизнь – всего 22 года, умерла в 1924 году (её сын – Алёша, внук Куприна, прожил тоже 22 года и умер в 1946 году от болезни сердца).

В своей книге Ксения Александровна приводит обширную переписку Куприна с Бальмонтом, Репиным, Шмелёвым, Сашей Чёрным (Саше Чёрному посвящена целая глава книги. «Знакомых, собутыльников, приятелей у моего отца за всю его пеструю жизнь было множество, но таких друзей, которым он отдал безоговорочно свое сердце, было, пожалуй, не больше пяти-шести. Саша Черный был последним таким другом»).

В эмиграции, как и во многих семьях, основные материальные тяготы пали на хрупкие женские плечи. Пока мужчины переживали крах былого благополучия и страдали о судьбах России, женщины боролись за ежедневный хлеб.

Елизавета Морицовна Куприна открыла в Париже переплётную мастерскую, правда, просуществовавшую недолго, затем открыла книжный магазин. А Ксения Александровна, едва достигнув 16 лет, стала работать манекенщицей, а затем актрисой кино, и стала довольно известной на этом поприще. Киса Куприна – это имя было известно в Париже.

Куприн вернулся в СССР в 1937 году. Его возвращение было триумфальным, ведь все его произведения не идеализировали, а клеймили царскую Россию, а в эмиграции он стоял особняком, не поддерживая, а, напротив, осмеивая эмигрантскую прессу.

В СССР Куприну довелось прожить совсем недолго. Как обидно, ведь он так рвался на Родину!

«Александр Иванович Куприн умер 25 августа 1938 года. Моя мама погибла во время блокады Ленинграда пять лет спустя. Оба они покоятся рядом на Волковом кладбище».

Книгу можно прочитать здесь: https://libking.ru/books/nonf-/nonf-biography/441153-kseniya-kuprina-kuprin-moy-otets.html#book

#проза_русская

#куприн

#куприна_ксения

#биография

#мемуары