Претит поминать значимое в фигурном катании имя всуе. Но это, действительно, факт. Так туманно звучит его мнение о бане российских спортсменов, высказанное в одном из последних интервью.
Мы движемся вперед, я вижу, что российские спортсмены тоже не останавливаются, у них будут соревнования параллельно с турнирами ISU, так что все работают.
Хорошо ли это для спорта или плохо? Наверное, тут важно понять, что события на Уkраине никого не радуют. А для спорта хорошо – это когда соревнуются чистые и честные спортсмены. Дело же не только в политике, на второй план как-то ушла вся допинговая тема, а тут точно пара гнилых яблок подпортила урожай. Это не первый случай проблем с допингом у россиян, так что, быть может, все эти санкции связаны не только с военными действиями.
Рассеется ли когда-то этот туман? Я не знаю.
Туман, вероятно, мог бы рассеяться, если бы сам Брайан Орсер так старательно его не напускал. Несмотря на очень обтекаемое заявление МОК от 28 февраля ясно, что наши спортсмены и (белорусы заодно) отлучены от спорта по полиtическим мотивам. Хорошо это для спорта? Плохо. Однозначно. Как сказал бы Владимир Вольфович. Об этом открытым текстом говорят и, например, многие норвежские лыжники. Аккуратно обходят политические моменты, но по спортивной составляющей высказываются вполне определенно: соревноваться нужно с сильнейшими. Норвежцев манят сверкающие снежные пики, а не местечковые холмики. И болельщикам интересно наблюдать за борьбой лучших из лучших. А за болельщиками с не меньшим интересом смотрят спонсоры, что очень важно для развития спортивных дисциплин. В общем-то раньше Орсер это понимал.
Он (Юдзуру Ханю) просто лучший из лучших. А тут еще и эта великолепная дуэль с Нэтаном. Два таких разных потрясающих фигуриста, они двигают друг друга вперед – и это очень здорово для всего фигурного катания в целом.
Я знаю, о чем говорю: в мое время же была наша «битва Брайанов» (Орсера и Бойтано), 8 лет постоянной борьбы. Начали мы с юношеского чемпионата мира в 1978-м – я был там четвертым, а он взял бронзу. Ну и дальше вплоть до Олимпиады-1988.
Вспомните, сначала были Туктамышева и Сотникова, потом появилась Липницкая. Так что здоровая конкуренция всегда только на пользу, это не дает нам стоять на месте. Очевидно, что именно Брайан Бойтано помог мне стать лучше, расти над собой. Так что Юзуру тоже нужна такая конкуренция. Сначала Хавьер Фернандес, потом Патрик Чан, а теперь Нэтан Чен. Ему это очень важно.
Из Интервью 2020 года.
Конечно, нужна конкуренция, нужна настоящая, а не марионеточная борьба. Если говорить совсем по большому, практически "гамбургскому" счету, спорт долгое время оставался, возможно, единственным местом честной борьбы, где нельзя было черное выдать за белое и наоборот. Размывая оценочные критерии, искусственно убирая конкурентов спортивные чиновники успешно с этим положением борются. Как тут не вспомнить Олимпиаду 2004 года, когда американцы первыми устроили обструкцию судьям, поставившим низкие баллы нашему Немову, а Алексей утихомиривал расшумевшихся болельщиков, мешающих выступить его конкуренту - американцу. Это было проявлением яркой спортивной солидарности. Чиновники работают против этого. И это понятно, на то они и функционеры. Но Орсер... Человек, прошедший две Олимпиады в качестве спортсмена, как тренер, принимавший участие в судьбе таких замечательных спортсменов как Ю-На Ким, Фернандеса, Ханю И этот человек вдруг огульно обвиняет всех русских спортсменов в применении допинга. Это при том, что даже дело Камилы пока не имеет какого-то определенного решения. О презумпции невиновности, толерантности, объективности забыто всерьез и надолго. Лучше блуждать в тумане, закрывая глаза на очевидные вещи, выдавая канадский вариант "Не читал, но осуждаю!"
В интервью прослеживается и особая спортивная "культура оtмены". Говоря о замечательной Рике Кихире Брайан Орсер, подчеркивает, что она исповедует именно женское катание.
Настоящее женское катание – а именно в эту сторону, как мы видим, и движется сегодняшнее женское одиночное. Все изменения в правилах будто бы придуманы под нее.
То есть, все наши восхитительные девушки занимались не настоящим женским катанием, а были угловатыми попрыгунчиками. Но с этим вот никак нельзя согласиться. Можно вернуться к азам и вспомнить, например, 15-летнюю Юлию Липницкую. Ее катание, может быть, не было женским в буквальном понимании этого слова, но оно не было и детским. Ее катание было серьезным, взрослым. Потому что Липницкая, обладая на тот момент уникальной техникой, изумительными вращениями, умела как никто рассказать историю на льду. Тут не было скидки на возраст, "девочке в красном пальто" поверили все безоговорочно. Юля была совершенна не только технически, но и артистически. Тут зрителей обмануть нельзя. Это было настоящее женское катание, И опять же когда-то Орсер, как человек фигурного катания, понимал это. Хочется привести еще одну цитату из его интервью 2020 года.
Кстати, она (Катя Куракова) попала в группу с российскими девочками ( на разминке), которые просто невероятные, фантастические. И безусловно для нее кататься с ними было очень полезно. Она прыгала буквально выше головы, она же легко заводится – потому что любит конкуренцию и вообще довольно амбициозна. Так что здорово, что она вот так несколько дней с ними позанималась.
Еще Орсер говорил тогда по поводу наших девушек, что сейчас - то все прекрасно, но хочется, чтобы они смогли сохранить свой высокий уровень в дальнейшем. Они сохранили. И что? Теперь без них лучше? Зато канадские пары получат медали на своем этапе Гран При? Хочется сказать, Брайан, ты не прав.
Настораживает еще один момент.
Меня часто привлекает ISU – для консультаций, развития каких-то направлений, для обучения тренеров. Мне нравится чувствовать эту ответственность за то, как и в каком направлении развивается фигурное катание.
Из интервью Брайана Орсера 2020 года.
То, что Орсер чувствует ответственность - это прекрасно. Но хочется, чтобы ИСУ консультировал из тренерского корпуса персонаж более бунтарского независимого характера. Чтобы он не соглашался с часто бредовыми идеями ИСУ, а мог защитить фигурное катание от политиканства, от чиновничьего произвола, чтобы умел функционерам показать их реальное место и сказать, что спорт - это, все-таки мы, спортсмены и тренеры, а не вы.
Так, во всяком случае, ситуация видится с дивана наивного болельщика..