Завершающийся US Open принес несколько сенсаций, самой громкой из которых стало поражение Рафаэля Надаля. Его выбил из турнира 24-летний американец Фрэнсис Тиафо — спортсмен с непростой жизненной историей, который состоялся благодаря вере в него русского тренера.
Рос на корте
Кажется, играть в теннис ему было предначертано обстоятельствами. Отец Тиафо Фрэнсис-старший — иммигрант из Сьерра-Леоне, который работал в теннисном центре в Мэриленде. Сначала он его строил, а потом получил должность завхоза в академии. Тиафо-старший следил за порядком, осуществлял необходимый ремонт и обеспечивал хорошее состояние кортов. На это у него уходило все время, поэтому он жил прямо в академии. Там же оставались в рабочие дни и будущая теннисная звезда США со своим братом-близнецом. Как тут было не заняться спортом?
На счастье Тиафо, на правах сына местного сотрудника его приняли в секцию бесплатно, и он к этому шансу отнесся очень серьезно. Но без грамотного тренера пробиться наверх было бы невозможно. Тут удача вновь улыбнулась Фрэнсису в лице молодого тренера Михаила Кузнецова, который в США стал просто Мишей.
Больших заслуг в теннисе у Кузнецова не было: в США он переехал в возрасте 15 лет, чтобы тренироваться в академии во Флориде, потом на месте выучил язык, получил высшее образование, но не смог попрощаться с теннисом. И начал тренировать в том же центре, где играл маленький Тиафо.
Оплатил форму и поездку на первый турнир
В свой первый рабочий день Кузнецов обратил внимание на восьмилетнего Фрэнсиса. Высокий рост и атлетичность афроамериканца привлекли его внимание. Он договорился с отцом Тиафо о том, что возьмет над ним шефство. И заодно решил мотивировать юное дарование, пообещав оплатить ему поездку на детский турнир. У семьи мальчика на это не было средств.
На те соревнования они поехали вместе, а играл Фрэнсис в форме, которую ему купил Кузнецов. Тот турнир он выиграл, сказав свое первое слово в мире большого тенниса. Слово, которого бы не было без специалиста из России.
С тех самых пор дуэт тренера и ученика не переставал работать и мечтать о победах среди профессионалов. Ради индивидуальной работы с Тиафо и поездок с ним по турнирам Кузнецов уволился из центра в Мэриленде. Юному теннисисту удавалось приближаться к мечте семимильными шагами — в 15 он выиграл престижный юниорский турнир Orange Bowl, и в США о Тиафо заговорили как о наследнике Андре Агасси и Энди Роддика. Это и сыграло злую шутку с Кузнецовым.
«Они украли моего парня»
Когда Тиафо было 17 лет, произошло неожиданное: Федерация тенниса США решила заменить его тренера. Разговоры о том, что отсутствие у Кузнецова игрового и тренерского опыта в ATP тормозят прогресс его ученика, ходили давно. И как только федерация в полной мере оценила потенциал Тиафо, решила вмешаться в его подготовку.
— Это, конечно, расстраивает, ведь я вложил в него 9 лет, — сказал Кузнецов. — А они украли моего парня. Это была огромная финансовая и моральная ответственность, которую я нес вместе с женой. Такого не должно случаться с частными тренерами в США. Они растят теннисистов, отдают все ради их развития, а потом появляется новая стратегия.
Генменеджер федерации по развитию Патрик Макинрой не стал называть это вмешательством, а выбрал более мягкие эпитеты — помощь и поддержка. Но факта это не меняет: к работе с Тиафо приступили Хосе Игуэрас, 16-кратный победитель турниров ATP и тренер Майкла Чанга и Джима Курье, и Николас Тодеро, бывший профессиональный теннисист.
Тиафо не смог скрыть своего восторга от того, что теперь ему предстоит работать с именитыми спортсменами. Но просто так своего первого тренера он не забыл.
— Я не могу в полной мере поблагодарить его за все, что он сделал, — сказал тогда Тиафо о Кузнецове. — Без него я бы не был тем, кем стал сейчас.
«У нас даже запасного плана не было»
То, о чем Тиафо мечтал на пару с Кузнецовым, он реализовал уже под руководством других специалистов: уже в 17 лет он закончил год 292-й ракеткой мира, одержав 12 побед за три недели на «Челленджерах». Это принесло ему wild card на первый турнир Большого шлема «Ролан Гаррос». Дальше Тиафо только продолжил прогрессировать.
В 2019-м он добрался до четвертьфинала Australian Open, затем вышел в четвертый круг US Open, а в 2021-м на Уимблдоне выбил из борьбы Стефаноса Циципаса. Наконец, самый громкий успех — победа над Надалем и выход в четвертьфинал US Open, который посетила жена бывшего президента США Мишель Обама, пришли к 24-летнему теннисисту всего несколько дней назад.
И все же Кузнецов уверен, что фундаментом для будущих побед были те самые мечты, которые они проговаривали с еще восьмилетним Фрэнсисом.
— Мы постоянно нацеливались именно на это, — говорил Кузнецов после того, как Тиафо обыграл Циципаса на старте Уимблдона. — И верили именно в такой исход с самого первого дня. Мы никогда не говорили себе «может быть». Именно так нужно мыслить, если задумываешь что-то очень большое. У нас даже запасного плана не было, потому что он нам был не нужен.
Сейчас Кузнецов продолжает работать теннисным тренером в Вашингтоне и уже не связан профессиональными отношениями с Тиафо. Но его телефон продолжает разрываться после каждого крупного успеха ученика.