Менандр – греческий писатель, живший на рубеже 4-3 веков до н.э. Он является автором 100 комедий, из которых до нашего времени в полном виде дошла всего одна пьеса. Он жил в период разрушения античного мира и становления эллинизма, для которого характерны упадок духовной культуры и кризис общественного сознания. Поэтому неудивительно, что политические темы отошли на задний план или вообще исчезли из творчества большинства авторов.
В этот период популярность набирали бытовые комедии, герои которых занимались личными, а не общественными делами. Эти темы затрагивал предшественник Менандра Аристофан, однако в период эллинизма его комедии были признаны примитивными, циничными и грубыми, а некоторые греческие авторы (в частности, – Плутарх) даже ставили творчество Менандра выше произведений Аристофана.
В наше время хорошо известны сюжеты двух произведений автора – «Человеконенавистник» и «Третейский суд». В них писатель изобразил обычных людей из средних и низших слоев, которые заняты разборками своих личных и финансовых дел, далеких от мифологии и героики, типичных для культуры классической античности. Менандр – тонкий психолог и внимательный наблюдатель. Его герои не являются безусловно положительными или отрицательными – в них есть как хорошие, так и плохие качества, которые они проявляют по мере развития событий.
Менандр прославился тем, что – в отличие от других античных авторов – стал избегать изображения условных характеров. Правда, ему это не всегда удавалось, так как вся древняя комедия была построена на схематичных ситуациях и типовых действующих лицах. Тем не менее, Менандр наделил своих героев такими яркими жизненными и бытовыми деталями, что его комедии по праву получили название «новых бытовых».
Особенно хорош Кнемон – главный герой комедии «Человеконенавистник». Этот персонаж – злой, угрюмый, ворчливый человек, который, однако, способен на добрые и великодушные чувства в отношении своих родных. Впрочем, Кнемон до конца комедии остается верен себе: устроив счастье дочери, он замыкается в одиночестве и никого к себе не пускает. Внутреннее перерождение героя было невозможно в античной комедии, которая оперировала готовыми типами, доведенными до своего логического завершения. Однако Менандр сумел отойти от этих стереотипов, показав частичную эволюцию персонажей.