В 1907 году в Санкт-Петербурге было окончено 24-летнее строительство Собора Воскресения Христова. В народе он более известен как «Спас на Крови».
Можно совершенно по-разному относится к религии в целом и к Православию в отдельности. Можно совершенно по-разному относится к царскому периоду нашей страны и к Александру II, которого в 1881 году убили на месте на котором сегодня возвышается «Спас на Крови», но наверное мало кто будет спорить с тем, что это уникальное сооружение, и вкупе с собором Василия Блаженного, оно является архитектурным отражением русской культуры! Построен собор в русском стиле. «Спас на Крови» вобрал в себя архитектурные особенности церквей Москвы и Ярославля XVII века. Помимо архитектурной ценности это ещё и историческое достояние. Но так считали не все и не всегда!
В 1941 году городские власти приняли решение взорвать храм. Вернее, решение это было принято в 1938 году, а осуществить его планировали в 1941 году. Причина озвучена в названии статьи:
«Объект не имеет художественной и архитектурной ценности».
Рассказывают, что к этому моменту уже были проведены некоторые подготовительные работы, были просверлены отверстия для взрывчатки, но начавшаяся Великая Отечественная война помешала осуществлению этих планов.
Позднее, как сообщают некоторые источники, попытки снести здание были предприняты и в хрущевское время, но до дела так и не дошло.
В 1970 году собор было решено не сносить, а реставрировать. Именно тогда-то вокруг собора воздвигли строительные леса, которые простояли долгих 30 лет. Именно эти леса упомянуты в песне Александра Розенбаума 1986 года «Налетела грусть»:
«Хочу хранить историю страны своей
Хочу открыть Михайлов замок для людей
Хочу придать домам знакомый с детства вид
Мечтаю снять леса, мечтаю снять леса со Спаса на Крови»
Некоторые шутили, что если снять леса со Спаса на Крови, то СССР рухнет.
Во время наших поездок в Питер, мы не видели этот собор без строительных лесов.