Найти тему
Море, люди, корабли.

Первые советские ракетные эсминцы, проект 56М "Бедовый" ("Кильдин" по классификации НАТО)

#вмфссср #эсминец #холоднаявойна #ссср

Вторая Мировая война едва окончилась, а в мире уже начался конфликт между недавними союзниками, называемыми в истории странами победительницами. Подавляющее превосходство США и Британии на море и самое главное, возможность применения палубной авиации для нанесения ударов ядерными боеприпасами ставило вопрос о срочном усилении надводных сил всех флотов СССР. Понятно, что численно нагнать недавних союзников с развитой корабельной промышленностью и уже имеющих огромное число действующих кораблей было не реально. Нужно было радикальное решение, чтобы новые корабли могли, не смотря на свою малую численность, отогнать противника от границ и присутствуя в мировом океане не давать покоя его соединениям. Таким решением стало использование ракетного вооружения. Противокорабельные ракеты давали кораблям СССР шанс свести на нет численное преимущество флотов очень вероятных противников. Что самое забавное, в США имелись собственные и захваченные в Германии образцы вооружений на базе которых вполне можно было вести работы по созданию корабельного ракетного вооружения, но на счастье для СССР американцы разработками противокорабельного ракетного вооружения всерьез не занимались.

Первой принятой на вооружение и первой в мире управляемой противокорабельной крылатой ракетой была КСЩ, она же корабельный снаряд "Щука", она же П-1 "Стрела". С кораблем носителем нового оружия вышла немного путанная история, изначально было решено создать на базе эсминца проекта 56 корабль с двумя пусковыми установками КСЩ, проект получил номер 57. Изучив его военные остались не совсем довольны, проект 57 отправили на доработку, а чтобы не терять время решили создать компромиссный вариант с одной пусковой установкой на корме. Для экономии времени и средств взяли строившийся в Николаеве по проекту 53 эсминец "Бедовый", его было решено достраивать по проекту 56 ЭМ, именно он и стал прототипом немногочисленного проекта 56 М.

Творчество авторов, исходники из свободных
Творчество авторов, исходники из свободных

В период с 1953 по 1958 год, пока "Бедовый" занимался испытаниями, были построены три эскадренных миноносца уже конкретно типа 56 М, был еще и четвертый, но его постройку отменили. Новый эсминец унаследовал от своего предшественника, эскадренного миноносца класса "Спокойный", корпус и оборудование практически в неизменном виде, изменения состояли в снятии 130 миллиметровых башенных установок. В носовой оконечности башню заменила счетверенная зенитная установка калибром 57 миллиметров, а кормовую заменила пусковая ракетная установка СМ-59.

Рисунок из свободных.
Рисунок из свободных.

Можно сказать, что корабли были построены ради того, чтобы эта установка оказалась в море. Новое ракетное оружие было весьма не компактным, пусковая установка вместе с погребом на 8 ракет заняла практически всю корму. Не особо малогабаритной была и станция управления стрельбой "Кипарис-56М". Не смотря на ракетный уклон в конструкции новый эсминец был способен к противолодочной борьбе и был в состоянии защитить себя от атак с воздуха. Но все же основной его задачей было применение ракетного вооружения, а потому о нем подробнее.

Прототипом корабельного снаряда "Щука" являлась германская авиационная планирующая бомба с реактивным ускорителем и радиокомандным управлением Hs293 фирмы Хеншель. Собственно и "Щука" по началу появилась в варианте для применения с самолетов, но 30 декабря 1954 года вышло постановление о разработке на базе авиационного варианта модификации предназначенной для запуска с эскадренных миноносцев. Первый вариант ракеты "Щука А" повторял радио командную систему своего немецкого прототипа, правда в несколько расширенном виде, а вот "Щука Б" шла сама до точки с введенными в нее координатами и после получения команды на запуск головки самонаведения, без вмешательства самостоятельно искала цель. Разумеется второй вариант был более перспективен и именно его взяли за основу для создания корабельного варианта ракетного комплекса, от прототипа сохранили имя "Щука", потому и вышла аббревиатура КСЩ, то есть корабельный снаряд "Щука" как уже писалось выше. В изначальном варианте, повторяя идею немецкого прототипа жидкостная ракета несла под собой обычный фугас и сбрасывала его рядом с целью, так чтобы нанести кораблю противника повреждение подводной части корпуса. Однако на испытаниях идеально сбросить боевую часть вышло единожды из 20 запусков, а потому от всех этих сложностей со сбросом было решено отказаться. Из итогов испытаний выходило, что поражение корабля противника не только боевой частью, но еще и несшей ее ракетой гарантировало выведения корабля противника из строя. Так использованный в качестве мишени недостроенный лидер "Ереван" после прямого попадания КСЩ затонул. Итоги испытаний военных в принципе устроили, комплекс КСЩ был принят на вооружения, а эсминцы проекта 56М и их прототип 56 ЭМ "Бедовый" стали первыми в мире кораблями оснащенными противокорабельными управляемыми крылатыми ракетами. Теоретически КСЩ при попадании гарантированно выводила из строя и даже могла потопить корабль класса крейсер, но вот гарантия того самого попадания сохранялась при отсутствии противодействия. Низка была и скорострельность нового комплекса, при заявленном темпе в 6 - 8 запусков в час, то есть с перезарядкой в 10, а то и менее 10 минут, в реальности перезарядить установку меньше чем за 23 минуты не получалось. Радиолокационная головка самонаведения по сути выводила ракету на самую крупную ближайшую цель и от помех, а также ложных целей не была защищена никак, противник достаточно быстро нашел методы противодействия. Понимая это ВМФ СССР сняли КСЩ с вооружения уже в начале 1970-х, а ее носители были перевооружены на более совершенные ракетные комплексы "Термит".

Не смотря на не самые выдающиеся характеристики эсминцы проекта 56М позволили накопить первый опыт использования ракетного вооружения на боевых кораблях, встав у истоков надводных ракетных кораблей ВМФ СССР. Появлением своим эсминцы проекта 56М и последовавшие за ними эсминцы проекта 57 бис, совместно с воздушными и береговыми ракетными комплексами, смогли охладить воинственный пыл недавних союзников.