Найти тему

"Я не люблю поэзию" — 4 свойства стиха, о которых ты не знал

Оглавление

"Я не понимаю поэзию", "Я не разбираюсь во всех этих поэтических вещах", "Стихи вобще-то не моё" — таково весьма распространённое отношение к поэзии.

Несложно догадаться, что для подавляющего большинства людей, бросающих подобные фразы, как будто в попытке отмахнуться с их помощью от встречи с поэтическим, как от надоедливой мухи, последнее реальное такое столкновение со стихами БЫЛО В ШКОЛЕ, и после их прочтения часто спрашивались вопросы такого типа: "О чём думал поэт, когда он это писал? Что он хотел сказать?"

На них всегда хотелось ответить только одно: "Откуда мне знать?!! Да и зачем?!"

Школьный подход к поэтическому творчеству (и не только к нему, на самом деле) во многих "убил" всякое желание читать стихи. А уж глубокого их осмысления чурается практически каждый.

Но прежде чем ты, не раздумывая, опять выберешь убеждение, что поэзия — это "не твоё", оставь на время этой статьи школьные заморочки и посмотри на стих свежим и взрослым взглядом.

Стих обладает уникальными свойствами, которыми не наделена ни у одна другая творческая единица: ни песня, ни проза, ни картина, ни фильм, ни танец — БОЛЬШЕ НИЧТО В МИРЕ не может сделать того, что может стих!

Именно они, особенности стиха, дают его создателям и читателям нечто глубокое, уникальное и драгоценное, что я хочу вернуть людям.

Познакомься с уникальными свойствами стиха, и я уверяю тебя: твой взгляд на поэзию изменится навсегда!

Итак, их четыре:

Свойство номер 1:

Стих помещает в себя АБСОЛЮТНО ВСЁ

В стихотворении можно оживить хоть один момент, хоть целый период жизни.

В принципе, время и пространство в стихе НЕ ОГРАНИЧЕНЫ никакой линзой — в него помещается абсолютно ВСЁ!

Кроме того, стих можно наполнить звуками, цветами и образами, но, помимо этих "простых" вещей, ещё и — ЗАПАХАМИ (фото так может?), а ещё ЛИЧНЫМИ ОЩУЩЕНИЯМИ (какая камера способна такое передать?) — от тактильных, таких как текстура, температура, плотность и подобные, до каких-то внутренних, например, как именно я переживаю этот момент или что вызвали во мне вот те слова или вот этот взгляд!..

Ничто в мире не обладает такой способностью собрать уникальный персональный опыт в одну небольшую, скажем, ёмкость или вещь!

А ещё в стих можно включить свои МЫСЛИ и свою неповторимую ЛИЧНОСТЬ!

То есть "ПРОЯВИТЬ" не только то, что я чувствую, но и всё остальное, что происходит в моей голове. Может, это моё восприятие какой-то идеи, или моё отношение к свободе, любви, весне, или даже такие вещи, как люблю ли я кофе с сахаром, молоком или без всего.

Это откровение наподобие дневника с оригинальными отпечатками единственной в своём роде души!
И при этом — навсегда!

Стихи не портятся со временем, у них нет срока годности.

Они прочнее гранита.

Их всегда можно посмотреть — нет такого, что они записаны на девайс, к которому проигрыватель уже не выпускают.

ЗВУКИ. ЦВЕТА. ОБРАЗЫ. ЗАПАХИ. ОЩУЩЕНИЯ. МЫСЛИ. ЛИЧНОСТЬ.

И ещё так много всего!

ВМЕСТИМОСТЬ стиха безгранична!

Свойство номер 2

Стих сохраняет уникальные воспоминания

Мы любим сохранять памятные моменты, не так ли? У нас есть фотографии. У нас есть всевозможные видео. У нас также есть иногда целые коллекции сувенирчиков, напоминающих нам о какой-то поездке или особой встрече...

И да, в фото есть чёткая картинка. А в видео есть голоса и звуки. Да и сувениры не оставляют нас без ощущений или хотя бы информации.

Но стихи... Они делают нечто, чего не может ни одна фото- или видеокамера в мире!

Представь, что у тебя есть целый альбом твоей жизни, своеобразная, как я называю, СТИХОТЕКА, вот с такими "картинками", в которых собрано ВСЁ: ощущения, образы, мысли, вкусы и т.д., — благодаря ВМЕСТИМОСТИ стиха.

Открываешь её, и всё, что ты пережил, чувствовал, думал, вся твоя суть и характер, ВСЕ ТВОИ ВОСПОМИНАНИЯ кипят живыми красками и эмоциями: хорошие моменты и плохие, счастливые и грустные, вдохновившие и разрушившие — многогранными, как и сама жизнь!

И каждую эту "картинку" ты создал сам! То есть помимо твоего характера, в них ещё и твоя ЭНЕРГИЯ, и твоя неповторимая МАНЕРА, и твой ТАЛАНТ.

Это как наследие, как вечный след того, что ты жил.
Ты.
Жил.
Всё это было, и это было значимо.

Ну какое фото такое может? Какое видео?

Что ещё в мире обладает таким вот свойством СТИХОТЕЧНОСТИ — способностью лаконично запечатлеть в одной творческой единице ВСЕ ВОЗМОЖНЫЕ ГРАНИ воспоминания?

Свойство номер 3

Стих делает невидимое видимым и понятным

Я очень часто называю процесс сотворения стихов терапией, и это неспроста.

Из-за того, что у стиха есть определённая форма и ритм, поэт находит себя в положении, где ему необходимо очень грамотно подбирать слова. При этом поэтический язык предлагает возможность не просто говорить, например, "поцелуй" или "ссора", а описывать эти вещи через состояния, ассоциации, метафоры и прочее.

Как результат, непонятное месиво расплывчатых эмоций, которые даже и назвать не можешь, обретают ЧЁТКУЮ ФОРМУ и — ЯСНОСТЬ!

Они наглядны. Они, я бы сказала, прорисованы и "ословесованы", т.е. наделены словесной ясностью, или СЛОВЯСНОСТЬЮ, если одним словом (выдуманным, но зато "в точку").

Знаешь такое состояние "чувствую, но объяснить не могу"? Вот это полная противоположность словясности.

Довольно часто, приступая к стиху, я даже не знаю, как объяснить то, что происходит внутри. Я просто пишу, доверяя процессу. А потом смотрю на результат — и понимаю: да, это именно то, что я чувствую, и теперь у этого ЕСТЬ НАЗВАНИЕ и даже лицо.

И вместо бурлящего котла и мешанины, у меня чёткая картинка и ЯСНОСТЬ! И даже дышится легче!

Конечно, именно это и делает стихи интимными и невероятно личными, иногда даже настолько, что какими бы гениальными они не получились, ими невозможно тут же поделиться с миром.

Но я обожаю это качество процесса стихо творения — помогать человеку, создающему стихи, лучше понимать себя.

Если тебе это не кажется чем-то ценным, подумай сейчас о тех непростых моментах или событиях своей жизни, которые ты "проехал", проигнорировал, отогнал прочь, затолкал глубоко в себя. Это всё, конечно, варианты, но они ничему не учат, в них нет развития, а только сплошной побег и, по сути, отказ от чувствования.

А что не чувствует, ответь?
Я скажу тебе что — мёртвое.

Да, больно смотреть туда, в эти моменты, особенно, когда даже и не понимаешь, что к чему. Да и любая терапия, даже стихотворная, требует времени. Но я чувствую, что поэзия позволяет пройти через любые эмоции, как это модно сейчас говорить, экологично, то есть безопасно для себя и окружающих.

И даже если это только дополнительный инструмент, он единственный из всех известных, который делает вещи НАГЛЯДНЫМИ ПО ВСЕМ ПАРАМЕТРАМ СРАЗУ в силу первого уникального свойства стиха (читай выше) — вместимости — и того, что стихи состоят ИЗ СЛОВ!

Это больше не непонятное ощущение в зоне ответственности сердца. Это чёткие СЛОВЕСНЫЕ КОНСТРУКЦИИ, которые и мозг теперь может воспринять.

Свойство номер 4

Стих действует сразу

Пожалуй, у некоторых читающих эту статью, возникнет идея, что стих не так уж и уникален, ведь, скажем, история в книге или песня обладают теми же качествами.

Да, частично это так. Но имеющиеся различия между стихом, песней и прозой всё-таки делают стих более, я бы назвала это, "впитываемым".

Объясню, что я имею в виду.

Возьмём прозу. У неё нет ритма, как у стиха, который особым, почти гипнотическим образом действует на наш мозг — это, кстати, реальное наблюдение учёных на их аппаратах, замеряющих реакции нашего серого вещества.

Истории всегда длиннее стихов, они цепляют и удерживают внимание меньше. Тоже частично в силу отсутствия ритма даже, да и эти долгие "он сказал", "она сказала" и так далее мало помогают.

В сравнении, стих как пуля снайпера либо мимо, либо в сердце в считанные секунды, в то время как в книге сюжет раскрывается постепенно, и из-за объёма нужно время, чтобы понять, зашло или нет.

Это не к тому, что нужно прекратить читать книги и уйти в поэзию, а о том, что стихи "впитываются" быстрее. Читаешь и тут же чувствуешь, тут же оказываешься в мире другого и понимаешь зачем.

Теперь песни. Вот он ритм, правда же? Да и достаточно коротко — не книга ведь, минуты три, может, пять.

Однако ритм песни имеет собственную скорость, что не позволяет замедлить или ускорить процесс.

А вот у стиха такая функция есть!

  • Можно остановиться и созерцать слово или фразу, погружаясь в них, чувствуя больше и глубже, осознавая что-то новое или "примеряя" это на свою ситуацию, жизнь.
  • Можно быстро пробежать глазами какую-то часть.
  • Можно за долю секунды, без перемоток и поисков, вернуться назад или скакнуть вперёд по телу стиха именно к тому моменту или идее, которые особо зацепили.

У стиха скорость не навязана создавшим его поэтом. Ты не пассажир, как на поезде песни, а водитель, и даже не автомобиля, а космического корабля, маневрирующего с потрясающей лёгкостью, и ты можешь "ездить" как тебе угодно.

И именно потому, что ты сам выбираешь, как читать, "ВПИТЫВАЕМОСТЬ" содержания от этого только улучшается, потому что это происходит на твоих условиях, так, как удобно тебе.

Ты открываешь для себя СВОИ смыслы, находишь СВОЮ пользу, СВОИ сокровища, чувствуешь что-то СВОЁ и так долго, сколько хочется ТЕБЕ, а не 3 или 5 минут.

Опять же, это не призыв не слушать музыку и немедленно прекратить петь. Моя статья об УНИКАЛЬНОСТИ стиха, а не о его превосходстве над другими творческими проявлениями.

Как мало людей даже просто задумываются о таких особенностях стихотворений, не говоря уже о том, что знают, обсуждают и ценят!

"Я не люблю поэзию" — вот это слышишь везде.

Никто ей "не увлекается".

Никто "в ней не разбирается".

Никто "не любитель читать стихи".

Даже сами поэты!

Поверь, огромное их число именно так говорят о поэзии и на самом деле не любят читать чужие стихи. Куда уж тут "гражданским" читателям! )

И хотя я прекрасно понимаю, почему оно так, и даже сама именно так чувствовала в школе, мне хочется вернуть тебе в руки эту магию и дать новый взгляд на неё.

В поэзии не надо "разбираться" — мы же не на уроке литературы. Прекрати убегать от стихотворений, как от огня. Они были написаны такими же обычными людьми, как и ты, и поверь, не как инструмент пыток в арсенал учителю.

Просто читай и чувствуй.

И даже, знаешь, попробуй сам написать что-то! Не ради известности второго Пушкина или Есенина, а для себя — ради тех невероятных преимуществ, которые предлагает стих! Это куда полезнее и нужнее человеку.

В качественных стихах нет опасности. Это целые миры со всем калейдоскопом эмоционального и памятного, открытые смелыми поэтами!

Прикоснись вот к этой силе. Это может стать удивительнейшим приключением, открывающим глаза и сердце!

Итак, 4 уникальных свойства стиха!

Это не теория каких-то стихообучающих курсов, если такие существуют. Это МОИ ЛИЧНЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ и моё собственное ощущение поэтического из опыта написания более 1000 стихов на русском, английском языках и даже нескольких на испанском.

Это также и мои причины любви к поэзии, того, почему на протяжении стольких лет я продолжаю пополнять свою стихотеку (нужно запатентовать это слово 👍) всё новыми и новыми творениями; того, почему чтение и написание стихов помогает мне перевести эмоции в удобоваримые буквенные символы и смыслы и может помочь и тебе.

Это то, почему, читая чьи-то стихотворения, я ощущаю отклик внутри, или же, открывая и перечитывая иногда свои стихи, мои глаза загораются воспоминаниями, а сердце наполняется чувствами, как от просмотра старых фотографий в альбоме или видеокассет...

Поделилась от души!

Твоя рифмотекстурная,

Иви Кей 💋

--------

#современнаяпоэзия #современныепоэты #литература #стихи #поэты21века #интересныефакты