Найти в Дзене

«КАЖДОМУ ВРЕМЕНИ СВОЁ ИСКУССТВО, КАЖДОМУ ИСКУССТВУ СВОЯ СВОБОДА». МИХАИЛ ВРУБЕЛЬ И РУССКИЙ МОДЕРН.

М.Врубель.Гадалка.
М.Врубель.Гадалка.

Я сегодня о Врубеле. Ведь невозможно представить Модерн в Российской культуре без него. Напомню, что Модерн, как течение, существовал недолго, хронологически укладываясь в промежуток с конца 80-х годов ХIХ века и до начала Первой мировой войны в 1914 году. Стиль стал предшественником нового искусства, пытавшегося выйти за грани привычной классики. Свобода стала основной ценностью художников стиля Модерн. «Довольно цензуры… Я хочу свободы… Я отказываюсь от любой поддержки со стороны государства, обойдусь без всего этого», – говорил австрийский художник, мастер модерна Густав Климт.

Свобода синтеза – один из принципов мастеров Модерна. Смешать все: свободную пластику модерна и готику, русские узоры и неоклассические мотивы… Итак, Михаил Врубель. «Он — для одних гений, для других нечто весьма странное…»

Михаил Александрович получил прекрасное историко-филологическое и юридическое образование, окончив Петербургский университет. Владел восьмью языками. Любил хорошо одеваться, тонко разбирался в хороших винах и изысканной гастрономии. А вот академию художеств так и не окончил… Когда именно он сформировался как живописец – вопрос сложный.

Как и положено гению, он не сразу был понят современниками, им было трудно понять его работы и почти все его произведения были обруганы и высмеяны художественными критиками. «Врубель – это же черт знает, что такое! Я ему: не понимаю, что это за живопись и живопись ли это. А он мне: как я рад! Я бы огорчился, если бы вы понимали!».

Уверена, что каждому из вас из всех картин Врубеля в первую очередь вспоминаются его «Демоны». А я вот хочу поговорить о «Гадалке». Однажды в Частной опере Мамонтова Врубель услышал «Кармен». Его потрясла музыкальная тема гадания, ведь в трагической мелодии слышалась неотвратимость судьбы и какая-то мистика… Врубель прямо из театра примчался в мастерскую и на почти завершенном портрете Мамонтова написал цыганку-гадалку за несколько часов. Мамонтову сказал: «Не могу больше писать ваш портрет. Осточертело мне». «Гадалка» – это работа глубоко психологическая. Видите раскинутые карты? Среди них выделяется пиковый туз – карта, предвещающая недоброе. Гадалка не смотрит на карты. Посмотрите на ее лицо с пристальным взглядом горящих глаз. Создается такое ощущение, будто перед гадалкой раскрылась какая-то страшная тайна будущего. Врубель покрыл ее плечи розовым шарфом – это определяющее цветовое пятно в картине, просто удивительно, как зловеще звучит в общем ансамбле розовый цвет, который мы привыкли считать идиллическим цветом безмятежности. Лицо гадалки непроницаемо, но в нем ощущается какая-то особенная значимость. Гадалка знает что-то, пока еще недоступное другим. Её неподвижный взгляд устремлён в будущее, которое для остальных ещё не наступило. То, что увидела гадалка, погрузило ее в глубокую задумчивость. Как я уже сказала, пиковый туз, брошенный навстречу зрителям, предсказывает что-то недоброе. А ещё одна карта, голубоватый кусочек картона, который отдает каким-то холодом, замерла в руке гадалки: создается такое впечатление, будто она не решается показать её…

Но вернемся к Модерну. Глядя на полотна Врубеля, можно согласиться с тем, что модерн – это стиль, который подарил художникам свободу.