Найти в Дзене
ARTПатруль

Какие бывают ярмарки современного искусства?

Многие из нас уже знакомы с таким явлением на арт-рынке, как ярмарка. В Москве все чаще открываются подобные проекты, где демонстрируется современное искусство: Cosmoscow, Art Russia fair, Blazar и прочие. Однако задумывались ли вы, чем эти события отличаются друг от друга? - разберёмся в данной статье.

Главное отличие ярмарки от, например, выставки заключается в том, что это мероприятие позволяет своим посетителям приобретать понравившиеся им произведения искусства. Как правило, ярмарка – это мероприятие, которое проводится один раз в год. Такое событие выступает платформой для галерей и художников, позволяющим участникам завести выгодные контакты, найти покупателей и новых посетителей.

Ярмарка современного искусства Cosmoscow
Ярмарка современного искусства Cosmoscow

Ярмарки современного искусства бывают совершенно разные и делятся на локальные, международные, ярмарки местного городского значения, могут быть молодежными, управляемые художниками или являющиеся коммерческими мероприятиями и так далее.

Для более понятного разделения таких ярмарок, существует разделение по классам. Ярмарки класса А – это мероприятия-гиганты, в которых принимают участие галереи со всего мира. Ярким примером такого события является Art Basel, на которой представляются более 200 галерей и 4000 художников со всего мира. Если оценивать ярмарки класса А с банального взгляда со стороны финансов, то можно сделать вывод о том, что в таком мероприятии принимают участие самые выдающиеся художники, богатые коллекционеры, крупные галереи, такие мероприятия сильно расширяют коммуникации всех участвующих, туда приходят фонды и музеи, а для участия в такой ярмарке существуют более жесткие критерии отбора. С учетом масштабов такого события, ярмарок такого класса довольно мало.

Ярмарка Art Basel
Ярмарка Art Basel

Что касается ярмарок класса В, то такие мероприятия предоставляют возможность галереям показать работы не только частным покупателям, но и фондам, музеям. Также мероприятие дает возможность участникам расширить коммуникацию. На ярмарку класса В отбор участников может быть менее жестким, но, опять же, представление картин, как правило, возможно только через галереи. Примерами таких мероприятий являются ARCOmadrid, ARCOlisboa, Viennacontemporary и так далее.

Также можно выделить меньшие по масштабу ярмарки, такие как PHOTOFAIRS Shanghai, Art London. События такого рода часто локализованы или же посвящены определенным видам искусства, темам. Такие мероприятия также имеют отбор и комитет, а участие в них принимают галереи.

Помимо двух этих классов существуют сателлитные ярмарки – это меньшие по масштабу ярмарки-спутники больших мероприятий такого рода. Такие события предоставляют возможность небольшим галереям и молодым художникам, у которых нет шансов попасть на основную ярмарку, принять участие в мороприятии. Как правило, у таких ярмарок еще менее жесткий отбор, поскольку нацелены они на менее известных, еще не укрепившихся в сфере, авторов. Ярким примером такого события для российской аудитории является Blazar – сателлит ярмарки Cosmoscow.

Ярмарка Viennacontemporary
Ярмарка Viennacontemporary

Также существуют массовые, смешанные ярмарки, где принимают участие как галереи, так и независимые от институций художники. Здесь с финансовой точки зрения стоит понимать, что цель таких мероприятий – это заработок денег и привлечение аудитории. Для таких ярмарок характерен наименее критичный отбор произведений.

Таким образом, понимая особенности ярмарок современного искусства, их классификацию, художник может оценивать свои силы для участия в мероприятии, а посетитель может разобраться в том, какое событие в арт—мире сможет лучше обогатить его дом подходящими произведениями или же его багаж знаний о современном искусстве, расширив область его интересов в этой сфере.

Автор статьи: арт-менеджер Соловьева София