Найти тему

Топонимы на Фиоленте, связанные с Богородицей и Христом

Оказывается, в непосредственной близости от мыса Фиолент до наших дней сохранилось много топонимов, указывающих на пребывание здесь Девы Марии с младенцем Христом.

В полутора километрах северо-западнее Фиолента (в сторону древнего Херсонеса) расположен мыс Лермонтова. К поэту Лермонтову название не имеет никакого отношения; говорят, в XIX в. посёлок неподалёку принадлежал его однофамильцу. Так или иначе, мыс Лермонтова продырявлен у своего кончика живописным гротом Дианы.

Мыс Лермонтова и грот Дианы. Фото 2017 г. Мыс представляет собой язычок лавы древнего вулкана, постепенно разрушаемый водой и ветрами. Именно они создали в нем сквозной проход — арку высотой около 10 метров, длиной около 15, шириной примерно 6 метров. Одна из его стен отвесно уходит в глубину, у второй есть небольшой подводный порог, примерно 2 м. шириной. Любители морских купаний утверждают, что глубина там по колено, но не стоит на него вставать — он весь облеплен мидиями, о которых можно поранить ноги.
Мыс Лермонтова и грот Дианы. Фото 2017 г. Мыс представляет собой язычок лавы древнего вулкана, постепенно разрушаемый водой и ветрами. Именно они создали в нем сквозной проход — арку высотой около 10 метров, длиной около 15, шириной примерно 6 метров. Одна из его стен отвесно уходит в глубину, у второй есть небольшой подводный порог, примерно 2 м. шириной. Любители морских купаний утверждают, что глубина там по колено, но не стоит на него вставать — он весь облеплен мидиями, о которых можно поранить ноги.

Эти места издревле связаны с некой мифической Девой, она была покровительницей Херсонеса. Якобы даже Фиолент древние греки называли Партениум, что как раз и переводится — мыс Девы. Его же связывали с мифом об Ифигении, которую сюда унесла Артемида, чтобы та стала жрицей в ее храме. Этот миф пользовался большой популярностью у людей искусства, его сюжет встречается в произведениях Еврипида, Эсхила, Иоганна Гёте, Александра Пушкина, Леси Украинки, Кристофа Глюка, Ивана Айвазовского, Валентина Серова. Здесь же на Фиоленте, по легендам, в античные времена находился храм Дианы (по-гречески Артемиды), а якобы еще ранее (при таврах) – древнее святилище Девы, которой нужно было приносить жертвы, что язычники и делали, сбрасывая со скал моряков, потерпевших кораблекрушение у этих берегов. Упоминания об этом можно встретить у Геродота и Страбона.

Дорога вдоль обрыва на Фиоленте. Фото 2017 г. До наших дней сохранились отполированные тысячами несчастных жертв выступы скалы, с которых идеально совершать кровавые жертвоприношения: лёгкий тычок – и жертва летит с отвесной скалы в море на острые камни, без шансов на спасение. Хорошо утоптанная дорога идёт в столь опасной близости от обрыва, что даже в наше время ежегодно тут происходит несколько трагических историй.
Дорога вдоль обрыва на Фиоленте. Фото 2017 г. До наших дней сохранились отполированные тысячами несчастных жертв выступы скалы, с которых идеально совершать кровавые жертвоприношения: лёгкий тычок – и жертва летит с отвесной скалы в море на острые камни, без шансов на спасение. Хорошо утоптанная дорога идёт в столь опасной близости от обрыва, что даже в наше время ежегодно тут происходит несколько трагических историй.

Если кому-то древние тавры покажутся кровожадными нелюдями, то вот вам история посвежее. На мысе Фиолент были обнаружены останки белогвардейцев, расстрелянных здесь в 1920 г. Когда дачный поселок начал разрастаться, при рытье котлована строители нашли целую груду человеческих костей. Историки утверждают, что после установления в Крыму советской власти на Фиоленте проходили массовые расстрелы солдат и офицеров Белой армии. По данным Координационного совета русских организаций Таврии и Севастополя, здесь было казнено до 50 тысяч человек. Год назад общественники установили на горе поклонный крест с памятной табличкой о печальных событиях времен Гражданской войны.
Помимо грота Дианы в этих местах сохранились и другие микротопонимы, напоминающие о забытой богине: роща Дианы и балка Дианы.

Вид на балку Дианы из рощи Дианы. Фото 2017 г. Балкой Дианы называется часть скально-прибрежного пространства, расположенная между мысом Фиолент (на заднем плане фото) и горой Крестовой (на среднем плане фото). А живописная роща Дианы растёт на спуске от Свято-Георгиевского монастыря к Яшмовому пляжу. Её ни с чем не спутаешь – во всей окрестности не сыскать более такого чудного сочетания хвои и орешника!
Вид на балку Дианы из рощи Дианы. Фото 2017 г. Балкой Дианы называется часть скально-прибрежного пространства, расположенная между мысом Фиолент (на заднем плане фото) и горой Крестовой (на среднем плане фото). А живописная роща Дианы растёт на спуске от Свято-Георгиевского монастыря к Яшмовому пляжу. Её ни с чем не спутаешь – во всей окрестности не сыскать более такого чудного сочетания хвои и орешника!

Фоменко-Носовский высказали очевидную гипотезу: ДЕВСТВЕННИЦА ИФИГЕНИЯ = АРТЕМИДА (ДИАНА) ЯВЛЯЕТСЯ ОТРАЖЕНИЕМ МАРИИ БОГОМАТЕРИ. Герои мифа об Ифигении ОРЕСТ И ПИЛАД – ЭТО ОТРАЖЕНИЯ ХРИСТА И ЕГО ОТЦА ИОСИФА соответственно. Все трое – Ифигения, Орест и Пилад – чудом спасаются от преследований злого царя тавров Фоанта. ФОАНТ, по Ф.-Н., ФАНТОМНО ОТРАЖАЕТ ЕВАНГЕЛЬСКОГО ЦАРЯ ИРОДА, устроившего массовое жертвоприношение младенцев, когда он пытался убить родившегося Христа. Пилад называется другом Ореста. Возможно, он дублирует не отца Иосифа, а Иоанна Крестителя, двоюродного брата Исуса. Нельзя не заметить откровенного созвучия имён: ПИЛАд ~ ПИЛАт. Прокуратора Понтия Пилата, якобы пытавшегося спасти Христа от казни, тоже можно считать в некотором смысле другом Исуса.
В нескольких метрах от мыса Фиолент в море стоят две скалы, называемые Орест и Пилад. Это напоминание о том, что когда-то тут скрывалось Святое Семейство – Дева Мария = Ифигения = Диана, младенец Исус Христос = Орест и их верный друг Пилад = Иосиф (или Иоанн Креститель). Скалы почти одинаковы по высоте.

Скалы Орест и Пилад близ мыса Фиолент. Фото 2017 г.
Скалы Орест и Пилад близ мыса Фиолент. Фото 2017 г.

По Ф.-Н., ПАРТЕНОС – это один из эпитетов Богоматери, означающий «Непорочная». Стало быть, храм ПАРФЕНОН, по преданию стоявший некогда на Фиоленте, был посвящён именно княгине Марии, матери Христа. Известный ученый и исследователь Крыма XVIII в. П.С. Паллас обнаружил под мысом руины здания, которое он считал храмом Девы. Он пишет, что здание

"...состояло из двух квадратов, стены которых были направлены ко всем сторонам света...".

Возможно, руины древнего Парфенона видел в 1820 г. А.С. Пушкин, бывший проездом в этих местах. К первому изданию поэмы "Бахчисарайский фонтан" он приложил "Отрывок из письма", в котором, описывая свое путешествие по Крыму, упоминает:

"Георгиевский монастырь и его крутая лестница к морю оставили во мне сильное впечатление. Тут же видел я и баснословные развалины храма Дианы".
Лестница от Свято-Георгиевского монастыря к морю. Фото 2017 г. Лестница рассекает дивную рощу Дианы и спускается к морю. Как знать – быть может, именно в этом месте у самого моря когда-то стоял величественный Парфенон – храм богини Артемиды = Ифигении = Афродиты (рождённой из пены моря) = Богоматери Марии. Возможно, храм погребен под оползнем, который куском пирога сполз к морю.
Ступени лестницы во многих местах представляют собой грубо обтёсанные и изрядно сточенные камни. Неужели они видели Пушкина? Как знать… Но точно не видели Пушкина ржавые перила времён соцреализма, запущенные украинским наплевательством к святыне Русского Мира.
Лестница от Свято-Георгиевского монастыря к морю. Фото 2017 г. Лестница рассекает дивную рощу Дианы и спускается к морю. Как знать – быть может, именно в этом месте у самого моря когда-то стоял величественный Парфенон – храм богини Артемиды = Ифигении = Афродиты (рождённой из пены моря) = Богоматери Марии. Возможно, храм погребен под оползнем, который куском пирога сполз к морю. Ступени лестницы во многих местах представляют собой грубо обтёсанные и изрядно сточенные камни. Неужели они видели Пушкина? Как знать… Но точно не видели Пушкина ржавые перила времён соцреализма, запущенные украинским наплевательством к святыне Русского Мира.
К чему холодные сомненья?
Я верю: здесь был грозный храм,
Где крови жаждущим богам
Дымились жертвоприношенья…

Какие именно развалины видели Пушкин и Паллас, установить невозможно, так как уже в 1850-х гг. их не существовало. Но последняя фраза из письма Пушкина регулярно цитировалась почти во всех дореволюционных путеводителях по Крыму. Отсюда, возможно, и название – балка Дианы.
 Переночевав в Георгиевском монастыре, Пушкин отправился в Бахчисарай. Надо сказать, что монастырь Святого Георгия считается главным религиозным центром в районе Фиолента. Он основан там, где на скале в море когда-то было некое Святое Явление.

Скала Святого Явления. Фото 2017 г. Любопытно отметить, что эта скала, равно как и гора Крестовая, возвышающаяся над Яшмовым пляжем прямо напротив скалы Святого Явления, представляет собой так называемый «паразитный кратер» древнего вулкана. Геологический термин «паразитный» не содержит никакого негативного смысла; он означает просто побочный кратер центрального вулкана, расположенный на его склоне и представляющий собой окончание выводного канала, отходящего от центрального жерла. Задняя часть скалы Святого Явления (не видимая с берега) имеет трубчатую структуру, т.е. её поверхность сплошь состоит из призматических столбцов застывшей лавы.
Скала Святого Явления. Фото 2017 г. Любопытно отметить, что эта скала, равно как и гора Крестовая, возвышающаяся над Яшмовым пляжем прямо напротив скалы Святого Явления, представляет собой так называемый «паразитный кратер» древнего вулкана. Геологический термин «паразитный» не содержит никакого негативного смысла; он означает просто побочный кратер центрального вулкана, расположенный на его склоне и представляющий собой окончание выводного канала, отходящего от центрального жерла. Задняя часть скалы Святого Явления (не видимая с берега) имеет трубчатую структуру, т.е. её поверхность сплошь состоит из призматических столбцов застывшей лавы.

Дадим слово Фоменко-Носовскому:

«Скала Святого Явления – это отражение рождения Иисуса недалеко от этого места. Легенда говорит, что явился Георгий. Однако не исключено, что в данном случае имя ГЕОРГИЙ получилось из имени ГОР или ХОР, ГОРУС. Но ведь именно так часто именовали Христа, см. нашу книгу «Царь Славян». В частности, «древне»-египетский бог Гор (Хор) или Горус является отражением Андроника-Христа. Следовательно, Святое Явление Георгия могло быть Святым Явлением Гора, то есть Христа. Это прекрасно отвечает нашей реконструкции: Иисус родился на мысе Фиолент.
Но потом Святого Гора-Христа спутали со Святым Георгием Победоносцем. Согласно крымской легенде, Явление Святого Гора (Георгия) сопровождалось сиянием, возникшим в кромешной темноте. Но ведь христианские тексты подчеркивают, что Иисус родился в пещере, где первоначально было очень темно. Однако, согласно распространенной христианской традиции, в момент рождения Христа вспыхнул ослепительный свет, сияние (иногда его отождествляли со вспышкой Вифлеемской звезды)…
Люди на Фиоленте увидели в кромешной тьме божественное явление, сопровождаемое сиянием, явился Святой Гор (Георгий), люди обрели его икону и основали церковь В ПЕЩЕРЕ. То есть пещера была связана со Святым Явлением… По легенде, Гор является людям, терпящим бедствие и прибывшим к Фиоленту на корабле. Люди подвергаются смертельной опасности, но Святой Гор их спасает. Вероятно, это отражение бегства Святого Семейства на корабле в Египет = Русь с Младенцем Иисусом-Гором».

Согласно гипотезе Ф.-Н., Исус Христос родился именно в пещере, где сегодня находится Храм Рождества Христова.

Пещера Рождества Христова в Свято-Георгиевском монастыре на Фиоленте. Фото 2017 г.
Пещера Рождества Христова в Свято-Георгиевском монастыре на Фиоленте. Фото 2017 г.

Впоследствии возле этой христианской святыни вырос монастырь Святого Георгия = Гóра. Во все времена своего существования монастырь особо почитался. Достаточно сказать, что Свято-Георгиевский монастырь считали своим долгом посетить русские императоры. От Александра I до Николая II тут не бывал разве что Александр III. Фиолент посещал даже Н.С. Хрущёв! В 1960 г. вместе с руководителями стран социалистического лагеря.

Вид на скалу со Свято-Георгиевским монастырём из балки Дианы. Фото 2017 г. Внизу в море прямо под монастырём видна скала Святого Явления.
Вид на скалу со Свято-Георгиевским монастырём из балки Дианы. Фото 2017 г. Внизу в море прямо под монастырём видна скала Святого Явления.

Продолжение следует.

Евангельское сошествие Христа в А(и)д на мысе Меганом.
Больше чем просто хобби11 октября 2022
О побегах из тюрем Андроника-Романа Захарьина.
Больше чем просто хобби23 декабря 2022