Найти в Дзене

Отражение мифа о Зевсе и Европе в крымских легендах.

Вот мы и подошли, мой дражайший Читатель, к разгадке и истолкованию сразу нескольких исторических событий, описанных в традиционной кривдоверсии. Вдумчивое прочтение предыдущих частей главы и правильное восприятие излагаемых ниже легенд приведут Вас, мой благодарный Читатель, к восторгу, сопоставимому с постижением большого и громоздкого доказательства математической теоремы, а то и целого раздела с кажущимися поначалу фантастическими результатами - пусть это будет, для примера, Теория функций комплексной переменной.
В конце предыдущей части были предложены две гипотезы на роль острова Крит в "древне"-греческой легенде о Зевсе и Европе. Это Крым и Свияжск. В пользу каждой гипотезы были предъявлены свои аргументы.

И всё же Свияжск «проигрывает» Крыму, если признать греческий миф о похищении Европы достоверным до мельчайших подробностей. Дело в том, что ни в Свияжске, ни в его окрестностях не удаётся найти пещеру, подходящую для сокрытия в ней похищенной царицы Анны-Европы. А в Крыму пещер много. Эту подробность можно было бы проигнорировать, если бы не крымские легенды, в мутной иносказательности которых не проглядывал бы миф о Зевсе и Европе.
Во-первых, а лучше выразиться – в-нулевых, вспомним легенду про Аида, ПОХИТИВШЕГО Персефону.

Евангельское сошествие Христа в А(и)д на мысе Меганом.
Больше чем просто хобби11 октября 2022

Её мать Деметра = Мария Богородица безуспешно пыталась отыскать Персефону и в итоге смирилась с её потерей. Теперь очевидно, что ПЕРСЕФОНА – ЭТО ещё одно ОТРАЖЕНИЕ АННЫ-СЮЮМБИКЕ = ЕВРОПЫ, ДОЧЕРИ ЕФРОСИНЬИ СТАРИЦКОЙ = МАРИИ АНТИОХИЙСКОЙ ~ МАРИИ БОГОРОДИЦЫ = ДЕМЕТРЫ.

В мифе о Европе её также безуспешно пытался найти Кадм со своими братьями.
А во-первых, это легенда о крымской пещере Эмине-Баир-Хосар. Эта пещера на плато Чатыр-Даг неподалёку от Алушты исследована учёными только в 1927 г., однако легенды о ней ходят издревле. С небольшими вариациями, все они повествуют о прелестной девушке Эмине и её женихе Баире.

У подножия горы Чатыр-Даг раскинулась деревушка.
Вид с плато Чатыр-Дага. Фото 2017 г.
Вид с плато Чатыр-Дага. Фото 2017 г.
Жила здесь КРАСАВИЦА Эмине, невеста чабана Баира. Задумали ВЛЮБЛЁННЫЕ сыграть свадьбу сразу же после того, как соберут богатый урожай. Но увидели красавицу слуги Селятмет-хана. Расписали они ее красоту хану, и захотел тот ОВЛАДЕТЬ ДЕВУШКОЙ. Зная, что у Эмине есть жених, решил хан хитростью от него избавиться. Приказал Селятмет-хан Баиру извести целое племя вепрей, которых видимо-невидимо стало в горном лесу. Этим Баир должен был доказать, что достоин он такой невесты, как Эмине. Отправился Баир исполнять волю хана. Долго выслеживал он вожака вепрей, а потом подстрелил его. Разъяренное стадо кабанов помчалось за юношей, а он стал уводить их на самую вершину Чатыр-Дага. Домчавшись до вершины, конь Баира буквально перелетел через глубокую расщелину, а все стадо вепрей — один за другим — полетели в темную глубину. А Баиру понадобился отдых после такого тяжелого испытания. Прилег он и тут же уснул. Проснувшись ночью, свистом позвал своего верного коня. Поднялся юноша и шагнул в ту сторону, откуда послышалось ржание. Но не заметил там глубокого колодца — хосара, поскользнулся и упал в него.
Вот он – легендарный колодец-хосар, в который упал усталый Баир. Фото 2017 г.
Вот он – легендарный колодец-хосар, в который упал усталый Баир. Фото 2017 г.
Конь Баира вернулся в родную деревню без хозяина. И тогда отправилась Эмине искать своего возлюбленного, который попал в беду. Нашла она то место, куда привел ее конь, и спустилась в подземелье, крепко держась за холодные и скользкие уступы. На дне колодца лежал Баир, израненный, но живой.
Интерьер пещеры Эмине-Баир-Хосар. Фото 2017 г. 
Справа сверху видно зелёное отверстие того самого колодца, ведущего в подземелье. Сквозь этот колодец в пещеру проступает дневной свет. Слева в наши дни экспонируются кости мамонта, погибшего здесь. Поэтому пещеру иногда называют Мамонтовой.
Надо сказать, что у пещеры есть и другие колодцы. В конце 1990-х гг. спелеологи при расчистке одного из колодцев в районе Большого зала обнаружили обильное скопление костей, среди которых выделялись своими размерами массивные кости мамонта. Совместно с останками мамонта здесь были кости и других животных - зубра, ископаемого быка-тура, шерстистого носорога, северного оленя, благородного оленя, кабана, антилопы-сайгака, горного козла, лошади, пещерного медведя и пещерного льва.
Интерьер пещеры Эмине-Баир-Хосар. Фото 2017 г. Справа сверху видно зелёное отверстие того самого колодца, ведущего в подземелье. Сквозь этот колодец в пещеру проступает дневной свет. Слева в наши дни экспонируются кости мамонта, погибшего здесь. Поэтому пещеру иногда называют Мамонтовой. Надо сказать, что у пещеры есть и другие колодцы. В конце 1990-х гг. спелеологи при расчистке одного из колодцев в районе Большого зала обнаружили обильное скопление костей, среди которых выделялись своими размерами массивные кости мамонта. Совместно с останками мамонта здесь были кости и других животных - зубра, ископаемого быка-тура, шерстистого носорога, северного оленя, благородного оленя, кабана, антилопы-сайгака, горного козла, лошади, пещерного медведя и пещерного льва.
С трудом выбрались парень с девушкой из подземелья. А через некоторое время, когда Баир поправился, сыграли они свадьбу.

Пещера Эмине-Баир-Хосар, очевидно, с незапамятных времён использовалась местным населением в качестве ловушки для диких зверей, на которых охотился древний человек. Неслучайно в ней обнаружено несметное количество костей доисторических животных, давно вымерших. Колодцы пещеры использовались как западни для затравленных зверей. Глухой отголосок подобного использования пещеры присутствует и в легенде: стадо вепрей, гнавшихся за Баиром, ПОЛЕТЕЛИ В ТЁМНУЮ ГЛУБИНУ.
БАИР И ЭМИНЕ – ЭТО, очевидно, ОТРАЖЕНИЯ НИКИТЫ И АННЫ ЗАХАРЬИНЫХ, УБЕЖАВШИХ ОТ ЗЛОГО ХАНА ИВАНА. Какое-то время они прятались в пещере, а потом всё у них сладилось, и они «сыграли свадьбу». Да так, что Анна родила от брата девочку Саломею и мальчика Фёдора.

Грозный опричник Никита-царь. Фото 2017 г. 
Вообще-то экскурсоводы по пещере Эмине-Баир-Хосар называют этот причудливый сталагмит в зале Кечкемет Белым Спелеологом. Но если бы они узнали, что когда-то в этой пещере прятались знаменитый «Иван Грозный» (3-я часть склейки) и не менее легендарная Европа, то возможно, переименование не заставило бы себя долго ждать. Хотя бы ради пущей заманухи падких на романтику туристов.
Грозный опричник Никита-царь. Фото 2017 г. Вообще-то экскурсоводы по пещере Эмине-Баир-Хосар называют этот причудливый сталагмит в зале Кечкемет Белым Спелеологом. Но если бы они узнали, что когда-то в этой пещере прятались знаменитый «Иван Грозный» (3-я часть склейки) и не менее легендарная Европа, то возможно, переименование не заставило бы себя долго ждать. Хотя бы ради пущей заманухи падких на романтику туристов.

А вот вам другая крымская легенда.

Давным-давно у местного виноградаря Абий-аки росла прелестная дочь – Арзы. Стройная и гибкая, как ствол виноградной лозы, с косичками, как сорок горных ручейков, с бархатными, словно персик, щечками и алыми, как спелая вишня, устами. Веселой была Арзы и приветливой. Любила она мисхорские окрестности, но более всего была девушка привязана к фонтанному источнику на морском побережье, куда постоянно ходила с медным кувшином за чистейшей родниковой водой.
Жил в Мисхоре хитрый старик Али-Баба, про которого ходили скверные слухи. Будто бы ПОХИЩАЛ он КРАСИВЫХ ДЕВУШЕК для османских султанских гаремов. Страшили Арзы его пристальные взгляды и недобрая усмешка, от которых убегала девушка подальше.
Шло время. Около своего любимого фонтана познакомилась Арзы с парнем из другой деревни и полюбила его. К их свадьбе готовились все односельчане девушки. Лишь об одном тосковала Арзы - о том, что придется уехать из любимого Мисхора, от своего фонтана. Весело прошла свадьба, а на рассвете решила Арзы сходить к своему фонтану за водой в последний раз. Не ведала девушка, что неотступно за ней шел Али-Баба, не желая упускать своего шанса разбогатеть. Как только Арзы подставила свой кувшин под водяные струи, СХВАТИЛИ ЕЁ ЧУЖИЕ ГРУБЫЕ РУКИ, зажали рот, связали и утащили на уплывающий к Стамбулу корабль.
Скульптурная группа «Похищение Арзы» в Кореизе. Фото взято из интернета. 
Известный прибалтийский скульптор А. Адамсон, выполняющий в начале XX в. в Кореизе заказы Феликса Юсупова по оформлению парковой территории знаменитого Юсуповского дворца, познакомился с местной печальной легендой о судьбе девушки Арзы. И у знаменитого мастера родились идеи сюжетных композиционных образов, которые вскоре были выполнены и установлены на пляжно-прогулочной территории Юсуповых.
Следует вспомнить, что согласно традиционной версии, фамилия Юсуповых берёт своё начало от Юсуф-бия = Романа Захарьина. Получается, что Арзы = Сююмбике Юсуфовна – это прямая прабабка всех родовитых князей Юсуповых! Вот только помнили ль об этом в XX веке? Или установление скульптур на пляже Юсуповых – это просто невероятное совпадение?
Скульптурная группа «Похищение Арзы» в Кореизе. Фото взято из интернета. Известный прибалтийский скульптор А. Адамсон, выполняющий в начале XX в. в Кореизе заказы Феликса Юсупова по оформлению парковой территории знаменитого Юсуповского дворца, познакомился с местной печальной легендой о судьбе девушки Арзы. И у знаменитого мастера родились идеи сюжетных композиционных образов, которые вскоре были выполнены и установлены на пляжно-прогулочной территории Юсуповых. Следует вспомнить, что согласно традиционной версии, фамилия Юсуповых берёт своё начало от Юсуф-бия = Романа Захарьина. Получается, что Арзы = Сююмбике Юсуфовна – это прямая прабабка всех родовитых князей Юсуповых! Вот только помнили ль об этом в XX веке? Или установление скульптур на пляже Юсуповых – это просто невероятное совпадение?
Весь Мисхор оплакивал пропавшую Арзы, но слезами горю не поможешь. Даже фонтанный родник постепенно иссяк, лишь капли вытекали из него, словно девичьи слезы. А Али-Баба удачно продал плачущую красавицу стамбульскому султану.

Очевидно, прелестная девушка АРЗЫ – ЭТО АННА-ЕВРОПА РОМАНОВНА, АЛИ-БАБА – ЭТО НИКИТА ЗАХАРЬИН. Считается, что имя «Европа» происходит от финикийского слова «заход». Потом это название применили к целому континенту. Действительно, Европа расположена на самом западе древнего цивилизованного мира – там, где происходит заход солнца. А имя аРЗы – это ЗаРя в обратном прочтении, без огласовок. То есть этакий перевёртыш в крымской легенде: Европа-заход превратилась в Зарю-Арзы, хоть и осталась молодой (на старую вряд ли кто позарится), а молодой Никита превратился в старика Али. Нелишне вспомнить, что одно из имён Никиты-опричника – АЛексей (Басманов), или АЛександр – отсюда название Александрова Слобода. Одним из многочисленных фантомных дубликатов царя Никиты Грозного является Александр Македонский, любовник Таис Афинской = Анны-Сююмбике. А в казанской кривдоверсии Никита Захарьин прямо назван АЛИ (Акрам).
Реальная история XVI в. была пересказана через несколько фильтров, и юный похититель Никита преобразился в алчного старика; да ещё всей легенде придали османскую окраску. Вероятно, легенду сочинили во времена Екатерины II, которая вела кровопролитные войны с настоящей Османией. Нужно было подчеркнуть негативный образ врага. Кстати, и Крым был отвоёван в ту же эпоху.
Наверное, только в конце XVIII в. сочинялась и многовековая история османских султанов. Их фантомная дубликатность последовательности русских царей-ханов была обнаружена мною в 2016 г. В частности, легенда о похищении юной красавицы, переправленной на корабле в Турцию, где она стала любимой женой султана, вплелась в кривдобиографию знаменитого султана Сулеймана Великолепного. Да так вплелась, что об этой истории снимают трогательные кинофильмы, волнующие души женщин всего мира. Мне удалось докопаться, что
СУЛЕЙМАН I ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ (1494 – 1566), которого называют величайшим турецким султаном, ЭТО ФАНТОМНАЯ СКЛЕЙКА ТРЁХ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫХ РУССКИХ ЦАРЕЙ: ВАСИЛИЙ III (1479 – 1533) + 2 ЧАСТИ СКЛЕЙКИ «ИВАНА ГРОЗНОГО»: ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ (1526 – 1553) + ЮРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ (1532 – 1563). В точности такую же склейку обнаруживает и касимовский хан Шах-Али (1505 – 1566). А любимая жена Сулеймана, РОКСОЛАНА ЛИСОВСКАЯ, ЭТО АННА-СЮЮМБИКЕ = АРЗЫ.
У легенды об Арзы, в отличие от сказания про Эмине и Баира, грустный конец.

Тосковала Арзы в неволе гарема, бледнела и худела. РОДИЛСЯ у Арзы СЫН, но и он не радовал бедную девушку. И спустя год, ровно в то время, когда похитили ее из родного Мисхора, взяла Арзы сына и поднялась с ним на одну из башен султанского дворца и бросилась в морские волны. В ту же ночь у мисхорского берега появилась Русалка с младенцем на руках. И заструился радостными полноводными струями фонтан, а Русалка, сидя на берегу, печально глядела на родное село. С того времени ежегодно в один и тот же день приплывает Русалка-Арзы к своему фонтану и своему родному Мисхору. Фонтан наполняется в этот день живительной влагой, чтобы затем опять засохнуть до следующего года.
Скульптура А. Адамсона «Русалка» возле побережья Мисхора. Фото взято из интернета.
Скульптура А. Адамсона «Русалка» возле побережья Мисхора. Фото взято из интернета.

Как бы продолжением легенды о похищении Арзы выступает другая крымская легенда – о Старике, Диве и Кошке.

Как-то в Симеизе в безлюдных скалах появился один отшельник. Люди думали-гадали, кто он и откуда. Но слухи о его прошлом просочились в глухое селение. Много страшного было за плечами этого человека. Поговаривали, что в прошлом он был беспощадным воином, который огнём и мечом разорял и опустошал многие страны, города, устилая свою дорогу трупами, не щадя ни женщин, ни стариков. Много преуспел он и в ПОХИЩЕНИИ МОЛОДЫХ ДЕВУШЕК, продавая их на невольничьих рынках Стамбула и Кафы. Ужасы прошлых лет долго мучили этого человека. Решил злодей искупить свою вину перед жертвами, как водится, постом да молитвами. Проходили годы, люди стали забывать прошлое отшельника, а новое поколение видело в нём мудрого человека. Пастухи замечали, что над его головой светилось сияние, а знамение говорило о праведности человека. Уж не намёк ли это на нимб Исуса Христа ~ Никиты Захарьина, похитившего в далёкой юности прелестную диву-царицу?
Злые силы не могли спокойно наблюдать незаслуженную славу старика, ведь для них он всегда был убийцей и разбойником. И решили они найти одну из старых склонностей старика, но ни алчность, ни жестокость не могли сломить его праведную стойкость. И тогда обернулся дьявол кошкой. В тёмную ненастную дождливую ночь начал царапать и мяукать под дверью отшельника. Сжалился старик, впустил животное погреться. Прижилась кошка в пещере у старца, днём спала, а ночью выходила охотиться. Вечерами возле костра мурлыкала свои кошачьи песни. И представлял старик под это мурлыканье тихую жизнь у семейного очага вместе с близкими и детьми. Разъярился старик: никогда в его жестоком сердце и душе не присутствовали человеческие радости! Схватил старец кошку за хвост и выкинул из пещеры. Засмеялся дьявол – вот и заставили старика показать свою прежнюю натуру.
Теперь очередь дошла до злого духа - обернулся он красивой девушкой. В то время, когда старик закинул сеть в море, чтобы наловить рыбы, злой дух влез в неё. Подтащил старец невод к берегу, а там – ОБНАЖЁННАЯ ДЕВУШКА. Лежит, привлекательна, с закрытыми глазами. Хотел старик расспросить красавицу, как она оказалась в сетях, а девушка в это время крепко прижалась к нему и поцеловала. Вспомнил былые времена отшельник, с большой жадностью привлёк он к себе красавицу. Расхохотался дьявол, что ещё раз раскусил его душу.
Но не могли с этим смириться и добрые силы, что идёт надругательство над святыми ценностями рода человеческого, чистой любви и семейного очага. Не могли они больше терпеть обмана старца и превратили всех троих в камни – старика, девушку и кошку.
С тех пор рядом с Симеизом стоит скала Дива, и не сводит с неё глаз скала Монах, а за ними на страже стоит гора Кошка.
Скала Дива в Симеизе. Фото взято из интернета. 
Чуть правее огромной скалы – маленькая зубчатая скала Монах, а ещё правее, почти не видна на кадре, - огромная гора Кошка.
Скала Дива в Симеизе. Фото взято из интернета. Чуть правее огромной скалы – маленькая зубчатая скала Монах, а ещё правее, почти не видна на кадре, - огромная гора Кошка.

Крымские легенды вкупе с сообщениями из кривдобиографии Андроника I Комнина могут примирить две гипотезы о месте пребывания беглецов Романовых, Никиты и Анны-Сююмбике, – в Крыму и в Казани. Вероятно, сначала Никита переправил украденную царицу Анну = Европу в Крым, на родину своих предков.

В XVI в. праздное шатание пляжных туристов было ещё не в моде, поэтому южное побережье Крыма – Мисхор, Симеиз, Алушта, сколь ни трудно в это поверить, было пустынной территорией, с небольшими селениями поблизости от источников пресной воды. Никита = Баир и Анна = Эмине укрылись в пещере на Чатыр-Даге, а когда опасность миновала и их перестали искать посланные царём Иваном люди, Никита и Анна вышли на свет и зажили счастливо в любви и согласии, наживая деток. Для жителей Крыма они были «своими», поэтому и легенды об их любви сложены тёплые. А вот верховный хан Иван для крымчан – чужой, потому и нехороший тиран, посягнувший на юную прелестницу. Тем паче что в итоге подосланный ханом «старик» выкрал красавицу Анну-Арзы, посадил её на корабль и повёз к верховному правителю – султану Сулейману = царю Ивану Васильевичу.

Примерно вот на таком кораблике повёз, мимо горы Кара-Дага. Фото 2017 г.
Примерно вот на таком кораблике повёз, мимо горы Кара-Дага. Фото 2017 г.

Только не в Стамбул, конечно, а в Москву. Путь из Крыма в Москву не близкий, а водный маршрут – и вовсе окольный: обогнуть Крымский полуостров, войти в Азовское море, оттуда – по Дону, дальше – по степи до низовьев Волги, потом вверх по Волге долго-долго. Ясно, что много остановок делать придётся. А Никита наверняка ещё и погоню организовал.

Красавица  Анна-Арзы. Морское  похищение. (Мило  Манара)
Красавица Анна-Арзы. Морское похищение. (Мило Манара)

В общем, долго ль, коротко ль – а украденная вторично царица Анна оказывается в Казани. Отныне она – Сююмбике. По каким-то соображениям навстречу своей жене из Москвы выдвинулся царь Иван Васильевич – в тот самый знаменитый Казанский поход. Как мы знаем, беглянку благополучно доставили в Москву, где она родила царю Ивану царевича Дмитрия Ивановича.
А какой-то безвестный старик, верный воин царя Ивана, поселился на старости лет в Симеизе. Это был тот самый Али-Баба.

И в кривдобиографии Андроника I мы видим скитания совсем юного Никиты Захарьина – 2-й части склейки византийского императора.

Причём скитания сопровождаются любовными романами отнюдь не молодого Андроника со сшитой кривдобиографией. Но в свете проделанных открытий совершенно ясно, что и юная Филиппа, дочь БЫВШЕЙ ПРАВИТЕЛЬНИЦЫ, и 20-летняя иерусалимская ВДОВА Феодора – это фантомные дубликаты Анны-Сююмбике Романовны, ставшей фактически женой для своего брата Никиты во время их бегства из Москвы от царя Ивана в 1538 – 51 гг. Конечно, в византийской кривдоверсии допущена определённая путаница. Как мы теперь понимаем, Анна-Сююмбике = Феодора Иерусалимская станет женой Никиты Захарьина = Андроника I (2-й части) вторично – в 1563 г., после смерти её официального мужа, царя Юрия Васильевича = Балдуина Иерусалимского. Но факт крайней озлобленности императора Мануила = Ивана Васильевича (2-й части) на вероломного брата Никиту находит своё простое объяснение в русской истории XVI в.: царь приказал ослепить вора своей супруги.

Правда, как мы теперь понимаем, после поимки Анны-Сююмбике Иван Васильевич почему-то простил обидчика. И это царь, которого кривдоплуты окрестили «Грозным»! Конечно, наказать нерадивого братца пришлось – Никита был помещён в тюрьму в Коломенском.

Вечер в Коломенском. Фото 2015 г. 
До наших дней сохранилась только одна постройка, видевшая всех царей из склейки «Ивана Грозного». Это роскошный храм Вознесения Господня, воздвигнутый в начале 1530-х гг. по приказу Василия III в честь его первенца – царевича Ивана. В то время Коломенское было царской резиденцией, поэтому при ней непременно должна была быть тюрьма
Вечер в Коломенском. Фото 2015 г. До наших дней сохранилась только одна постройка, видевшая всех царей из склейки «Ивана Грозного». Это роскошный храм Вознесения Господня, воздвигнутый в начале 1530-х гг. по приказу Василия III в честь его первенца – царевича Ивана. В то время Коломенское было царской резиденцией, поэтому при ней непременно должна была быть тюрьма

Это и есть «радушный приём» Андроника I халдейским царём Салтухом = Иваном, даровавшим ему «замок КОЛОНею» = КОЛОмеНское. В 1550-е гг. уже начал возводиться Московский Кремль на Боровицком холме, куда и перебрался царь Иван. А в Коломенском остались административные постройки, в том числе и тюрьма. Если Кремль на Боровицком холме сравнить с дворцом византийского императора Мануила, то «замок Колонея» = Коломенское действительно будет располагаться «неподалёку от границы с Византией».

Продолжение следует.

О побегах из тюрем Андроника-Романа Захарьина.
Больше чем просто хобби23 декабря 2022