Существуют концепции, согласно которым в результате масштабной ядерной войны совершенно не обязательно должна наступить ядерная зима. Предполагается, что ядерные удары могут наноситься исключительно по пусковым установкам противника, а не по городам, в то время как большое количество пепла может быть выброшено в атмосферу именно в результате ядерных взрывов в городах.
Соображения эти видятся наивными: во-первых, вряд ли кто-то окажется способен соблюсти подобные ограничения в реальной большой войне с применением оружия массового уничтожения; во-вторых, ядерное поражение крупного лесного массива, в центре которого, допустим, находится, пусковая установка, может стать причиной выброса в атмосферу гораздо большего количества пепла, чем взрыв в городе.
Война между Индией и Пакистаном, которые в последнее время накапливают всё больше всё более мощного ядерного оружия, может привести к выбросу в стратосферу 5—47 млн тонн сажи. Согласно расчётам климатологов, результатом станет глобальная нехватка продовольствия и гибель более двух миллиардов человек. Другие вероятные ядерные конфликты на нашей планете могут привести к более серьёзным последствиям.
Климатологи из США, Германии и Испании просчитали несколько вероятных сценариев последствий ядерной войны с учётом моделей климата, а также продуктивности сельского хозяйства и рыболовства.
Одним из важнейших для цивилизации последствий ядерной войны станут выбросы сажи в верхние слои атмосферы и вызванные этим климатические изменения.
В истории человечества уже была ситуация, похожая на ядерную зиму, — печально известный «год без лета», 1816-й. В тот год в Северном полушарии стояла необычно холодная погода. В марте 1816 года температура воздуха в Европе продолжала оставаться зимней. В апреле и мае было неестественно много дождей и града. В июне и июле в Северной Америке были заморозки, в Нью-Йорке и Новой Англии выпадал снег. В Канаде толщина снежного покрова в начале июня достигала 30 см. Германию неоднократно терзали бури, многие реки (в том числе и Рейн) вышли из берегов. В Швейцарии снегопады были каждый месяц в течение всего года. Необычайный холод привёл к катастрофическому неурожаю. Весной 1817 года цены на зерно выросли в десять раз, а среди населения разразился голод.
Причиной всего перечисленного стало извержение в апреле 1815 года вулкана Тамбора на индонезийском острове Сумбава. По меньшей мере, 11 тысяч человек погибло непосредственно во время извержения, а в стратосферу взрывом выбросило миллионы, если не сотни миллионов тонн вулканического пепла, который и стал причиной как «года без лета», так и, косвенно, многих других, в т.ч. отложенных, глобальных катастрофических последствий: от нарушения устойчивости индийских муссонов до масштабных эпидемий холеры и тифа.
Выбросы сажи в стратосферу в результате ядерной войны могут стать причиной не менее катастрофических климатических сбоев, которые будут длиться десятилетиями. Например, в результате гипотетической ядерной войны между Пакистаном и Индией, по расчётам учёных, в стратосфере может оказаться от пяти до сорока семи миллионов тонн пепла и многие традиционно сельскохозяйственные регионы станут непригодными для пищевого производства на несколько лет.
Если предположить, что в результате применения ядерных боеприпасов случится выброс в стратосферу «всего лишь» 27 млн тонн пепла в средних и высоких широтах Северного полушария, это приведёт к глобальному сокращению производства, условно, калорий в растениях на 50% и сокращению уловов рыбы, по меньшей мере, на 20—30%. Степень воздействия такого снижения на население тех или иных стран будет зависеть от участия последних в войне, от того, насколько будет разрушена инфраструктура, от гибели населения в результате непосредственного воздействия ядерного и обычного оружия, от радиоактивного заражения и нарушений в цепочках поставок, однако о неминуемости глобального голода и неизбежности сотен миллионов (до двух миллиардов) смертей в результате можно говорить уверенно. Животноводство не сможет компенсировать потерю калорий в растениеводстве. Напротив, в результате как последней (растения необходимы на корм скоту), так и нарушений цепочек поставок животноводство на многих территориях может в принципе прекратить существование и не восстановиться в ближайшие годы и совсем.
Таким образом, последствия даже «небольшой» ядерной войны будут глобальными и катастрофическими для цивилизации. Моделирование же гипотетической войны между США и их союзниками и Россией, обладающими совокупно более чем 90% мирового ядерного арсенала, показывает, что в стратосфере окажется 150 миллионов тонн пепла, а за время вызванной этим обстоятельством ядерной зимы погибнет, по меньшей мере, пять миллиардов человек. Есть и сценарии с участием других ядерных держав (Китай, Франция, Великобритания, Северная Корея и Израиль), способные привести к аналогичным последствиям.
Отмечая, что более ограниченное применение ядерного оружия может иметь менее катастрофические последствия, авторы однако высказывают беспокойство по поводу того, что стоит ядерной войне так или иначе начаться — и эскалацию будет уже не остановить.
Относительно неплохо в плане доступности продовольствия, согласно моделям, даже в случае выброса в атмосферу 150 миллионов тонн пепла, будут себя чувствовать жители Австралии и Новой Зеландии. Правда, любое моделирование имеет ограничения. В частности, рассматриваемое здесь не учитывает неравномерности развития внутренней инфраструктуры, внутреннюю политику, имущественное неравенство, а также, например, миграцию. А в случае наплыва в Австралию и Новую Зеландию мигрантов из испытывающей нехватку продовольствия Азии эти страны тоже неминуемо столкнутся с серьёзным кризисом.
Подготовка материала — XX2 век.
Источники: https://www.nature.com/articles/s43016-022-00573-0.
#война #сельскоехозяйство #ядернаязима #ядерноеоружие