Найти тему
КУЛЬТУРА.РФ

Бани как искусство. Банный корпус в Петергофе

«Мовницы», «влазни», «мыльни» известны на Руси как минимум с X века. Сначала это были деревянные постройки без излишеств, а со временем стали возводить изысканные архитектурные сооружения. В какой бане Дербента могли мыться только незамужние девушки, что означает название Сары-Гюзель, кто строил бани в Царском Селе для Екатерины II, что Федор Шаляпин назвал «царь-баней» и где находится «баня-шайба» — читайте в нашем материале.

Монплезир. Банный корпус. Восточный фасад. Петергоф, Санкт-Петербург. Архитектор Эдуард Ган. 1866. Фотография: Захар Гуриненко / Государственный музей-заповедник «Петергоф», Санкт-Петербург
Монплезир. Банный корпус. Восточный фасад. Петергоф, Санкт-Петербург. Архитектор Эдуард Ган. 1866. Фотография: Захар Гуриненко / Государственный музей-заповедник «Петергоф», Санкт-Петербург

Банный корпус находится у восточного флигеля дворца Монплезир — на месте первой императорской бани в России. Деревянную мыльню на берегу Финского залива для Петра I построили в 1722 году. Там император парился, закидывая воду на раскаленные пушечные ядра, «пущал кровь» и принимал мокриц и толченых червей как лекарство.

Адриан Каплун. Банный корпус Монплезира. Из альбома «По следам врага». 1944. Государственный музей-заповедник «Петергоф», Санкт-Петербург
Адриан Каплун. Банный корпус Монплезира. Из альбома «По следам врага». 1944. Государственный музей-заповедник «Петергоф», Санкт-Петербург

При Елизавете Петровне баню разобрали. В 1748 году здесь возвели другой комплекс: снаружи деревянный, изнутри — пышно отделанный. Екатерина II в 1770-е годы устроила в бане восьмигранный бассейн с подъемным дном: из Финского залива поступала морская вода, а из фонтана с оловянной скульптурой «Мужичок с волынкой» Алессандро Мартелли — пресная.

В 1800 году деревянную мыльню перестроили в камне по проекту Джакомо Кваренги. «Мужичка» в бассейне сменила золотая колонна с шаром, из которого брызгали 101 дугообразная струя и фонтан-шутиха: еще 164 вертикальные струи ударяли посетителей снизу. В 1817 году в бане провели капремонт, и туда смогли приходить мыться даже те, кто не был близок ко двору, — ее стали называть «Мыльня для кавалеров и фрейлин».

Монплезир. Банный корпус. Западный фасад. Петергоф, Санкт-Петербург. Архитектор Эдуард Ган. 1866. Фотография: В.М. Федоров / Государственный музей-заповедник «Петергоф», Санкт-Петербург
Монплезир. Банный корпус. Западный фасад. Петергоф, Санкт-Петербург. Архитектор Эдуард Ган. 1866. Фотография: В.М. Федоров / Государственный музей-заповедник «Петергоф», Санкт-Петербург

В 1865–1866 годах флигель Мыльни решили перестроить — на его месте архитектор Эдуард Ган возвел новый Банный корпус для жены Александра II Марии Александровны, которая страдала болезнями легких и нуждалась в водолечебных процедурах, популярных в Европе. Здесь появились Паровая, Холодная ванна с душем, замаскированным под люстру с гроздьями винограда и цветами вьюнка, Теплая ванна с минеральными водами.

Сегодня Мыльня Кваренги, Банный корпус Гана, а также перестроенные Растрелли Ассамблейный зал, Кухня, Тафельдекерская, Кофишенская — это один большой музей «Банный корпус» Государственного музея-заповедника «Петергоф».

Автор: Татьяна Григорьева