Найти тему

235 лет со дня рождения М. Н. Воробьева

17 августа исполнилось 235 лет со дня рождения выдающегося русского живописца Максима Никифоровича Воробьева (1787–1855). На выставке «Дорогами Палестины» представлены два полотна художника: «Вход в храм Воскресения Христова в Иерусалиме» из Новгородского музея-заповедника и «Богомольцы у Гроба Господня» из Государственного музея истории религии.

Художник являлся одним из самых талантливых мастеров своего времени. Он неоднократно получал серебряные и золотые медали Императорской Академии художеств и был удостоен звания академика в 1814 году.

В 1820 году М. Н. Воробьев по поручению правительства совершил путешествие во владения Оттоманской империи в составе дипломатической миссии Д. В. Дашкова. Он посетил Константинополь, греческие острова, города Малой Азии, Сирию и Палестину, находившиеся под властью турок. Путешествие по Палестине заняло три недели. Кроме Иерусалима, Воробьев осмотрел Гефсиманию, Вифлеем, ездил к Иордану и Мертвому морю. Все эти места мастер тщательно зарисовывал с натуры в путевых альбомах.

Вернувшись из путешествия в Петербург, М. Н. Воробьев выполнил несколько живописных полотен с видами святых мест, в том числе «Вход в храм Воскресения Христова в Иерусалиме». Храм Гроба Господня поражал русских путешественников своими размерами и архитектурой. Русский поэт и историк Николай Васильевич Берг так писал об этом месте: «Тут все не по-нашему. Нет никакой отдельно стоящей церкви; не видно никаких шпицов, крестов, колокольни. Все затиснуто, застроено, слилось с другими зданиями в одну массу» (Берг Н. В. Мои скитания по белу свету // Русский Вестник. 1868. Т. 74. № 3).

Максим Никифорович Воробьев (1787–1855) Вход в храм Воскресения Христова в Иерусалиме
1820
Холст, масло
111 × 95
Новгородский музей-заповедник
Максим Никифорович Воробьев (1787–1855) Вход в храм Воскресения Христова в Иерусалиме 1820 Холст, масло 111 × 95 Новгородский музей-заповедник

М. Н. Воробьев, «несмотря на ревнивую и зоркую бдительность турок», снял план и вид Иерусалимского храма Воскресения Христова, в котором находится Гроб Господень, сумел зарисовать все важнейшие христианские святыни. Для этого он «почти безвыходно находился в храме и, делая земные поклоны, мерил его карманным аршином», зарисовывал образа, «исчислял иконы и лампады каждого исповедания».

Подробно фиксируя особенности архитектуры древнего храма и окружающих построек, художник преобразовал довольно затесненное пространство площади в величественный и масштабный образ. Особое мастерство живописец проявил в передаче воздушной среды и тщательной тональной проработке почти монохромных древних фасадов, что придало картине общее благородное цветовое звучание. Оживляют исторический вид группы людей, среди которых запечатлен и сам художник в сопровождении советника русского посольства в Константинополе Д. В. Дашкова.

Максим Никифорович Воробьев (1787–1855) Богомольцы у Гроба Господня
1836
Холст, масло
139 × 108
Государственный музей истории религии
Максим Никифорович Воробьев (1787–1855) Богомольцы у Гроба Господня 1836 Холст, масло 139 × 108 Государственный музей истории религии

На втором полотне — «Богомольцы у Гроба Господня» изображено молитвенное предстояние паломников у одной из главных христианских святынь — Гроба Господня. В небольшом, освещенном свечами помещении каждый молится и думает о чем-то своем. Это погружение в себя и общение с Богом стало главным в композиции художника.

Билеты на выставку можно приобрести онлайн на
сайте, либо в кассах музея, ждём вас!