Туризм – локомотив калининградской экономики: янтарный край начал позиционировать себя как один из главных туристических регионов России. Но всё новое – хорошо забытое старое. И наплыв туристов в Калининградской области впервые был отмечен ещё в конце 60-х
По осени в Калининграде уже традиционно подводят итоги очередного летнего сезона. Вот и в 1967 году тоже посчитали «туристических цыплят». И главный из тогдашних выводов: такого наплыва туристов у нас ещё не случалось.
К тому времени страна уже оправилась от послевоенной разрухи. Как писали в газетах, «с каждым годом неуклонно растёт благосостояние граждан СССР». В частности, всё больше людей могло себе позволить путешествовать.
Позитивные изменения в различных сферах происходили и в бывшей Восточной Пруссии. В 1966 году самая молодая область РСФСР отметила своё 20-летие и была награждена орденом Ленина – «за достигнутые успехи в развитии народного хозяйства». Тогда же регион стал позиционировать себя как Янтарный берег России. И потянулись на крайний запад гости из других регионов Советского Союза (для иностранных туристов регион до начала 90-х был закрыт).
Конечно, прежде всего отдыхающих интересовало море. Так что основной туристический натиск принимали на себя главные курорты области Светлогорск и Зеленоградск. Однако не страдал от недостатка внимания и Калининград. Всё чаще горожане видели группы экскурсантов. И, что греха таить, было приятно слышать от них, что права песня-гимн про Калининград – у вас действительно город-сад!
Львиная доля туристов прибывала на поездах. Вносили свою лепту также самолёты, теплоходы, автобусы. А ещё невольно бросалось в глаза то, сколько на улицах появилось машин с неместными номерами (кстати, вот одно из наглядных подтверждений тезиса про неуклонный рост благосостояния советского народа).
По знакам госрегистрации можно было изучать географию страны: откуда только не ехали счастливые обладатели личного авто! Особенно же калининградцам льстили номера с буквами КРА. Это была крымская серия – то есть на калининградской Балтике стали проводить отпуск даже представители одного из главных туристических регионов СССР.
Встречались на знаках и забавные комбинации. Например, ЮАР. Но машины с такими номерами были не из Южно-Африканской Республики, как шутили, а… из Московской области.
К слову, номер с этой забавной серией можно увидеть и в комедии «Кавказская пленница». Помните, троица Вицин-Никулин-Моргунов гоняет там на красном ретроавто? Немецкий Adler Trumpf Junior (хотя с тем, что это именно Junior, не все знатоки согласны) принадлежал Никулину. И он не только предоставил машину для съёмок, но и оставил на ней родной смешной подмосковный номер: 91-63 ЮАР.
Любопытно, что запомнившийся многим автомобиль в итоге был увековечен вместе с его владельцем. 3 сентября 2000-го возле Московского цирка Никулина на Цветном Бульваре открыли памятник Юрию Владимировичу, где он в своём классическом клоунском образе стоит рядом с бронзовой копией того самого «Адлера».
Причём если на переднем знаке госрегистрации написано «Юрий Никулин», то на заднем – всё в соответствии с данными ГАИ, вошедшими в легендарный фильм: 91-63 ЮАР.
Однако вернёмся в советский янтарный край, переживающий первый туристический бум. И теперь перед нами «Москвич» с номерным знаком 98-04 РЯА. Что же за турист решился приехать на этом автомобильчике из Рязани? Александр Солженицын. Да-да, тот самый.
Возможность купить машину у него появилась благодаря гонорарам за «Один день Ивана Денисовича». И, будучи заядлым путешественником, однажды он добрался даже до бывшего Кёнигсберга, который ему не удалось увидеть в 1945 году.
Когда войска 2-го Белорусского фронта с боями шли по Восточной Пруссии, среди его воинов был и командир батареи звуковой разведки капитан Солженицын. 9 февраля 1945-го батарея располагалась у Вормдитта (ныне – польский город Орнета). Там и арестовали за крамольные письма будущего нобелевского лауреата.
В Восточной Пруссии он не только воевал, но и напитывался впечатлениями для будущей книги «Август Четырнадцатого». Ещё в 1937 году студент Солженицын начал заниматься темой гибели в 1914-м 2-й русской армии генерала Самсонова. Однако одно дело изучать по архивным материалам и совсем другое – увидеть те места своими глазами, пройти по ним, прочувствовать.
В 1945 году добраться довелось лишь до Вормдитта. И вот – снова приехал. Приехал, так сказать, инкогнито, не афишируя поездку. Он ведь уже был в опале. Тем не менее кое-что о том визите известно.
По информации председателя регионального фонда культуры Нины Перетяки, в Калининграде Солженицына прежде всего интересовали фортификационные сооружения, оставшиеся от Кёнигсберга. Также он осмотрел Светлогорск, Зеленоградск, Куршскую косу. Хотелось увидеть и тот район, который после войны отошёл Польше и где его арестовали. Но туда ему, понятное дело, хода не было.
Владислав Ржевский,
автор канала «Калининградская Пруссия»