Найти в Дзене

Маша Сандлер "Самсон"

Давайте отправимся в некую параллельную реальность, где идёт жизнь, очень похожая на нашу.

Еда, одежда ничем не отличаются, даже фильмы смотрят такие же (упоминается «Время приключений»). И хотя на дворе там 2020 год, всё не совсем так, как у нас было и есть:

- в июле льёт дождь, все ждут августа и сентября, потому что это сухие и тёплые месяцы,

- температура за окном измеряется по Фаренгейту,

- появился стеклик, из которого делают двери, перегородки и многое другое,

- зоопарк стал зооглядом,

- некоторые жуют плюсну – вещество, явно обладающее лёгким наркотическим эффектом (голова кружится, взгляд мутнеет: «кто в здравом уме будет жевать плюсну?»), но официально это не запрещено, хотя и порицается.

Я начала описывать мир, с которым мы встречаемся на страницах истории Маши Сандлер «Самсон»:

издательство "Абрикобукс"
издательство "Абрикобукс"

Но есть отличие поважнее! Это животные-оборотни - bestia humanoid, массовое открытие которых было всего лишь лет 10 назад. Они развелись в большом количестве, но их ещё изучать и изучать!

Оборотни существуют в двух состояниях: анима (естественный вид животного) и гомункул (нечто человекоподобное). Даже в гомункулярной форме принять оборотней за человека можно только в темноте.

Считается, что звери не любят, когда люди видят их оборот…
…оборотень, чью трансформацию ты видел, скорее всего, будет ненавидеть тебя.

На страницах книги не один раз будет описан этот самый оборот: да уж, не для чувствительных особ.

Оборотней могут держать в качестве петов – домашних питомцев, их можно перевозить, с ними можно путешествовать, но только они должны быть в гомункуле и со специальным ошейником, не позволяющем вернуться в аниму.

«Гомункул гораздо безопаснее анимы», потому что «…любой оборотень, даже самый небольшой, вроде кролика, в несколько раз сильнее человека».

Почему же оборотни так интересуют учёных?

Регенерация оборотней и есть то самое, что привлекает в них учёных. Способность перекраивать себя, быстро выращивать новые клетки. Уже сейчас созданы препараты, которые залечивают раны во много раз лучше, чем все другие способы. А что ещё впереди! Я вспомнил профессора Громова и его исследования ксенотрансплантации. При помощи биоинженерии человечество сумеет выращивать искусственно или в теле животных легкоприживаемые, здоровые части тела. Это путь человека к бессмертию…

Главный герой истории – Евсевий Никитенко, или просто Ёжик, ученик 10 класса научного лицея. Завязка – в первый же день практики, которую Ёжик вместе со своими одноклассниками проходит в Исследовательском институте биоинженерии и биологии гена в Дубне. Институт как раз и работает с животными-оборотнями: наблюдает, анализирует, экспериментирует и выбраковывает. Поступила новая партия зверей, которые после карантина отправятся или к зоопсихологам, или в лабораторию профессора Громова, где изучается регенерация – «очень важные для человечества исследования». Ведь у оборотней так быстро всё заживает, великолепно приживается и даже может вместо одного органа регенерировать новый!

Эта практика поставит перед Ёжиком, которому почти 15 лет, множество вопросов. И если вначале он утверждает:

- Ну вообще-то это лабораторные животные, - сказал я. – Они, само собой, будут страдать, если это понадобится для науки. Тут уж ничего не поделаешь.
Я произнёс это и сам удивился, как мерзко прозвучало. Правда же, так бывает: говоришь вроде бы справедливую вещь, а получается дрянь...

То потом его категоричность очень быстро пропадает. Он соглашается с друзьями:

…эксперименты нужны, это двигает науку вперёд и в конце концов спасает человечество. Животные погибают, но это случается и в дикой природе. А здесь их жизни и смерти имеют цель и смысл.

пока речь идёт о ком-то абстрактном. Но реальные bestia humanoid, за которыми он присматривает в ветеринарном блоке во время карантина, рождают совсем другие мысли:

- Каких жертв требует наука?

- Могут ли учёные ради высоких целей нарушать правила?

- Можно ли «ставить на одну доску научные открытия и жизнь зверя, даже самого умного…»?

Нельзя очеловечивать животных и приписывать им наши эмоции - ненаучно.

Кстати, мне понравилось, что Самсон (гризли-оборотень, который на самом деле Ыыгрых) изображён не очень привлекательно, даже отталкивающе временами. Легко сочувствовать пету Чарли или медведю Помидорке, вызывающим улыбку и умиление, а попробуйте проникнуться состраданием к агрессивному, мерзко пахнущему bestia humanoid.

Конечно, дальше я рассказывать уже не буду, чтобы сохранить интригу для потенциальных читателей. Возможно, не всё здесь гладко в плане придуманного мира, есть моменты, вызывающие вопросы и кажущиеся мне странными или необоснованными, но тема, над которой предлагает поразмышлять Маша Сандлер, не утрачивает актуальности уже много-много лет. И хорошо, что до «Собачьего сердца» Михаила Булгакова можно прочитать теперь «Самсона».

- Ёжик, ты мне нравишься. Мне нравится, что ты, кажется, очень неравнодушен к животным. Но если так пойдёт дальше, ни учёного, но даже ветеринара из тебя не выйдет - зоопсихологи тоже иногда ради науки ставят эксперименты, в которых животным грустно и даже больно. Это только доктор Айболит лечил зверят при помощи шоколадок и градусников...

Кстати, на странице издательства «Абрикобукс» в связи с выходом этой книге была опубликована и такая информация:

со страницы издательства
со страницы издательства

Добавлю небольшую подборку памятников лабораторным животным (подборка не моя, но источник найти сложно – гуляет в одинаковом составе по всей сети), она здесь будет уместна:

"Атакуют" меня в этом августе медведи: и гризли, и шатун, и оборотень!

-7

#современная литература #книги для подростков #абрикобукс