Вчера мне удивительно повезло. Я попала в музей-квартиру Майи Плисецкой и Родиона Щедрина.
Почему повезло?
Потому что я не дозвонилась до музея по телефону и решила поехать наудачу. Кто же так делает? Я.
Подошла к подъезду, дернула дверь. Закрыто. Немного поодаль увидела небольшую группку женщин в ожидании приглашения на экскурсию. Подошла к ним.
– В билете же написано, что нас встретят внизу и проводят наверх, в квартиру, – строго сказала мне одна из них, видно, организатор этой группы.
– Но у меня еще нет билета.
– О, тогда вы не попадете, на ближайшие две недели билетов вообще нет.
– Жаль, тогда приеду в другой раз, по крайней мере, теперь владею информацией.
– Стойте с нами, может, кто-нибудь не придет.
Вышла девушка-экскурсовод и пригласила всех подняться на шестой этаж, в квартиру 31.
Я соединилась и слилась с группой.
Стали проверять билеты. На вопрос, могу ли я купить, ответили:
– Нет, группы строго по 10 человек.
Но то ли кто-то не пришел, то ли просто включилось везение…
– Проходите...
Эту квартиру Родион Щедрин и Майя Плисецкая купили в 1963 году и прожили в ней почти тридцать лет, до 90-х годов. Потом переехали в Мюнхен и бывали здесь только наездами.
Но я не могла избавиться от ощущения, что люди просто уехали в отпуск, настолько не по-музейному все здесь выглядит.
Квартира достаточно скромная по нынешним меркам. В центре гостиной – овальный стол, за которым, вероятно, собирались именитые гости; вокруг – встроенные шкафы с посудой и статуэтками. Но, как выяснилось позже, гостей без всякой помпы принимали на кухне.
Самая большая комната в квартире – спальня с ковром работы Фернана Леже, портретом Плисецкой Артура Фонфизина, нишей с семейными фотографиями и потрясающим видом из окна.
Я смотрела на фото и думала:
– Как же они красивы! И ведь сумели сохранить эту красоту на всю жизнь.
Справа от гостиной – гардеробная комната. В ней в шкафах – вещи, которые необходимо беречь от света. Например, ботиночки Майи, которым уже почти сто лет. Или костюм к балету "Гибель розы", сделанный для Майи Плисецкой Ив Сен Лораном.
На шкафах – шляпы, коробки для шляп, чемоданы.
Платья от Пьера Кардена вряд ли могли смотреться на ком-либо так элегантно, как на Майе Плисецкой. Мне кажется, что я помню балерину, когда ее показывали на каких-то приемах по телевизору именно в этих платьях.
В кабинете Родиона Щедрина тоже никакой роскоши, разве что ковер работы все того же Фернана Леже, но уже на полу. Это единственное место в квартире, где есть ограждение: "Мы же не хотим, чтобы по нему ходили".
А на полке коллекция видеокассет, отсыл к девяностым, которые приобрели на какое-то время бешеную популярность, а сейчас уже почти канули в лету. Все как у всех.
И кухня, на которой чаще всего принимали гостей, вполне типична для кухонь того времени.
Кажется, что скоро начнут собираться гости и зазвучат их шутки и смех.
Мне стало тепло от мысли, что Майя Плисецкая и Родион Щедрин — мои современники, что я помню их молодыми. К сожалению, не на сцене и в концертном зале, а просто по телевизионным выступлениям.
И главная роскошь, которую имели и ценили эти люди всю жизнь – это быть друг у друга. Об этом и завещание Майи Михайловны: "Тела наши после смерти сжечь, и когда настанет печальный час ухода из жизни того из нас, кто прожил дольше, или в случае нашей одновременной смерти, оба наши праха соединить воедино и развеять над Россией».
Побывать в музее-квартире Майи Плисецкой – значит, прикоснуться к величию и простоте.
Обязательно побывайте в музей-квартире Майи Плисецкой. Попасть легко, до станции метро Тверская, Пушкинская или Маяковская, улица Тверская, д. 25/9, кв. 31