Найти в Дзене
МИР (Море История Россия)

Трудное рождение крейсеров 26-го проекта.

Итак, мы остановились на том, что фирма «Ансальдо» отказалась продать СССР крейсера типа «Альберико де Барбиано» (или иначе «Кондотьеры тип А»), которые вошли в строй в 1931 году (4 единицы). Главный калибр этого корабля был 4х2х152мм водоизмещение (стандартное) около 6 тыс. тонн. По сути, это корабль класса «Красный Крым», но имеющий вдвое большую мощность силовой установки, и скорость 37 узлов против 28 у «Красного Крыма» (при увеличении скорости, мощность растет в кубической пропорции: т.е. чтобы увеличить скорость вдвое, мощность установки должна вырасти в восемь раз). Можете проверить это соотношение, сопоставив мощности этих двух кораблей.

Почему итальянцы отказались продать «кондотьеров» и, при чем здесь англичане? Ну, давайте уточнимся, какие «итальянцы» (они же не единый СССР, у них была куча «фирмочек»: контракторов и субконтракторов). Нас (СССР) интересовала, прежде всего силовая установка. А, вот здесь был «затык». Купить мы хотели у фирмы «Ансальдо», а, на корабле стояли котлы изготовленные «Ансальдо» по лицензии фирмы «Yarrow & Co» (Лондон), а, турбины были изготовлены фирмой «Beluzzi», но, тоже по лицензии («Parsons»). Ну, а с англичанами более или менее понятно (санкции), хотя, не исключено, что итальянцы жульничали, и старались набить цену. В общем, все кончилось ничем.

«Кондотьеры тип В» ("Луиджи Кадорна” и ”Армандо Диац”) строились другими фирмами (Cantieri Riuniti dell'Adriatico из Триеста и ОТО или иначе Odero Terni Orlando), котлы у них были Yarrow-Ansaldo, а, вот турбины чистый «Parsons» (однозначно, не вариант)

-2

Тем временем, в СССР, 19 марта 1933 г. Заказчик (в лице члена Военного совета при наркоме обороны СССР, наморси В.М.Орлова) утверждает новое «Тактическое задание на легкий крейсер с механизмами (турбинами) итальянского крейсера «Монтекукколи».

Т.е. отечественные моряки нацелились на следующее поколение «кондотьеров» (их еще иногда называли «кондотьерами типа С». (“Раймондо Монтекукколи” и “Муцио Аттендоло”).

-3

Вооружение у них было почти то же самое, но, от прежних двух вариантов (А и В) они отличались бронированием. Вместо 23-мм по борту, эти крейсера имели уже 60-мм. Палуба имела уже 35-мм вместо 24-мм у первых «кондотьеров»

Естественно, водизмещение выросло, потому, как общий вес бронирования составил 1350 т. Для сравнения – у предшествующей серии вес этого элемента весовой нагрузки был равен только 575 т. Разница 800 тонн. Ну, и соответственно, размерения корабля получаются другие. Эти 800 тонн нужно было компенсировать. Размерения другие, сопротивление воды движению корабля больше, значит растет мощность энергетической установки. Вместо прежних 95 тыс. «лошадей» получается 106 тыс. (ну, чтобы скорость сохранилась на прежнем уровне). Логично? Конечно, но логика, это не наш мЭтод.

Смотрим наше ТЗ от 19 марта 1933 года. У нас, по утвержденному новому ТЗ часть требований сохранялась, как в старом: скорость — 37 узлов, дальность экономическим ходом — 3500 миль. Но, это был уже не «безбронный» крейсер-«скаут». В ТЗ конкретизировались требования к броне: бронирование борта и палубы должно было составлять 50 мм, траверзов и барбетов орудий главного калибра — 35-50 мм, башни — 100-50 мм. (Для сравнения у «Красного Крыма» борт 75-мм). А, еще захотелось больше пушек.

Так, решено было добавить третью двухорудийную 180-мм башню, доведя число стволов главного калибра до шести, причем даже и этого наморси показалось мало. Утвердив новое ТЗ на трехбашенный крейсер с шестью орудиями главного калибра, В.М.Орлов тут же приказывает просчитать возможность установки на нем четвертой такой башни. Получается, действительно, как у итальянцев 8 орудий главного калибра, но не в калибре 152-мм, а в калибре 180-мм.

Усиливается и зенитная артиллерия: с четырех до шести увеличилось количество 45-мм зениток и 100-мм пушек, но последних (при невозможности уложиться в заданное водоизмещение) разрешалось оставить только четыре.

Все это прекрасно, но…

На все, про все добавили всего 500 тонн («на тебе рубль, купи водки, закуски, девок позови, и ни в чем себе нет отказывай»). Проектируя крейсер, нужно было уложиться в 6500 тонн. В чем проблема? Ну, добавили две башни по 253 тонны, как раз 500 тонн! А, броня?

Ну, ладно, предположим, что добавили только 500 т. на башни. Сразу увеличилась осадка, увеличилось сопротивление воды движению корабля, выросла мощность энергетической установки, выросла мощность, выросла ее масса. В кораблестроении невозможно изменить что-то одно, оно тянет за собой другие параметры. А, если добавить еще 800 тонн брони?

Итальянцы разместили восемь шестидюймовок главного калибра в 7500 тоннах стандартного водоизмещения, наши хотели «втиснуть» восемь 180-мм орудий в 6500, но, так не бывает. (Вот они: 8 шапок из одной шкуры!).

Шли двумя путями. Пытались проектировали сами, и пытались купить крейсер у итальянцев. Но…

«Кондотьеров типа С» купить тоже не удалось. Причина примерно та же. Котлы уже чисто английские «Yarrow & Co» (даже уже не лицензионные, а, поставочные) и турбины «Parsons-Beluzzi» (английская лицензия). Плюс ко всему, фирма «Ансальдо» слишком много захотела, в общем, с «Монтекукколи» «не срослось». Но…

Нам очень хотелось крейсер, итальянцам заработать денег.

А, вот дальше начинается «пурга» в нашей литературе, с попытками доказать, что весь проект чисто «наш». Приведу только несколько «шедевров»:

«У «Ансальдо» был куплен только полный комплект РАБОЧИХ чертежей на турбину и все ее системы». Наивный вопрос: а, как втиснуть системы «чужой» турбины в «наш» корпус. Гнуть трубы под другой корпус? Строить корабль вокруг энергетической установки? Ну, это примерно, как строить стены дома, не построив фундамент: нерационально и затратно.

«Крейсера, проекта 26, это однозначно не итальянский проект, потому, что длина итальянского крейсера «Монтекукколи» 180 метров, а, наших крейсеров 191 метр!»

Господа, а, почему вы берете “Раймондо Монтекукколи”, если был куплен другой проект, и, еще один вопрос: какую длину вы берете? Длины в кораблестроении тоже разные бывают.

Все это делается для того, чтобы сделать вывод : «И все же крейсера типа «Киров» следует считать преимущественно советской разработкой». Насколько правилен такой вывод?

Вот одна цитата: «20 апреля 1933 года эскизный проект НИВК утвержден, а 8 мая 1933 г. руководство УМС РККА заключило договор с Центральным конструкторским бюро судостроения (в других источниках — «спецсудостроения») ЦКБС-1 на создание общего (технического) проекта крейсера».

Следуя логике, получается, что техпроект поручен не итальянцам, а ЦКБС-1. Но, то, чем занималось ЦКБС-1 все лето 1933 года, называется не техпроектом. Речь идет о предпроектных эскизных проработках, которые почему-то делаются уже после утверждения ТЗ.

В результате проработок, выяснилось, что ТЗ, утвержденное в 19 марта 1933 года, выдвигает нереальные требования, и в стандартное водоизмещение 6500 т все, что захотел Заказчик, втиснуть невозможно. ТЗ изменилось, и вместо цифры 6500 появилась цифра 6 970 т. Этот эскизный проект НИВК передан в ЦКБС-1 для проработки.

В сентябре 1933 годаЦКБС выдает очевидный вердикт: «не, мужики, ничего у вас не выйдет, законы физики еще до сих пор никому отменить не удавалось». Купить крейсер у итальянской фирмы «Ансальдо» тоже не выходит. А, сроки жмут.

11 июля 1933 г. Совет труда и обороны утверждает «Программу военно-морского судостроения на 1933-1938 гг.», в которой предусматривалось строительство восьми легких крейсеров для Балтийского, Черноморского и Тихоокеанского флотов.

Принято писать, что: «14 мая 1934 г. подписан договор между СССР и итальянской фирмой «Ансальдо» и ЦКБС-1 по которому (в числе прочего) итальянцы обязались поставить энергетическую установку крейсера «Эудженио ди Савойя» (именно его, а не "Монтекукколи", ЭУ была была почти такая же, но с изменениями и чуть другими рабочими параметрами) и полный комплект документации для налаживания производства таких установок в СССР. С этого момента итальянские специалисты принимают непосредственное участие в проектировании крейсера проекта 26».

Так вот, под общими словами, «в числе прочего» подразумевается и технический проект крейсера «Эудженио ди Савойя». Господа-товарищи, давайте мы не будем «мутить воду». Мы, действительно, за валюту купили проект следующего типа «Кондотьера» (типа D) «Эудженио ди Савойя» (ну и попутно еще купили у той же фирмы проект эсминца «Маэстрале», но, там отдельная история). В противном случае, я не понимаю, за что была заплачена фирме «Ансальдо» ох… (какая большая) сумма в твердой валюте.