Найти в Дзене
Акварель с Кирой Салимовой

Как написать картину без грязи (пример подбора пигментов)

Ко мне часто приходят ученики после художественных школ. Они хорошо знают все краски в коробке и смело их смешивают. Красный с синим будет фиолетовым! Раз — и он получился слишком ярким. Так, добавим коричневого и зелёного. Ммм, выходит тускло. Ладно, подмешаем розового...

Сколько насчитали пигментов? Уже пять, верно? Цель достигнута? Ну вроде да, но как-то случайно и цвет мутный... А можно было сделать глухой фиолетовый из двух пигментов, если сразу взять другой красный — тёплый.

Поясню для новых читателей. Я художник, преподаватель и мама шести детей. Специализируюсь на детском портрете и веду курсы по рисованию для взрослых.

Живописная аскетика — так я называю принцип подбора минимума красок. А чтобы не уйти в скучную теорию, просто посмотрим пример работы, написанной тремя основными цветами — красным, жёлтым и синим. Теперь выберем конкретные красный, жёлтый и синий.

Начнём с цвета неба — оно фиолетово-синее. Небо всегда меняется и сверху вниз и слева направо. Если бы я взяла пару ультрамарин+карминовая, то внизу для большей светлоты мне всё равно дополнительно потребовалась бы голубая. И чтобы диапазон оттенков из двух пигментов был шире, я сразу использую пару голубая+карминовая.

Оранжевые оттенки я смешиваю из той же карминовой с прибавлением жёлтой средней. Таким образом у меня уже программируется вариант зелёного — из голубой и жёлтой средней.

И вы, наверное, уже заметили, что в круге зелёный цвет получился слишком ярким относительно травы на картинке? Могу всё объяснить! Яркий зелёный приглушён капелькой карминовой, чтобы не выходить из концепции работы триадой пигментов.

Эта концепция выгодна тем, что на любом участке работы смешаны только три цвета, поэтому грязи не будет гарантированно.

А если бы мы смешивали зелёный и фиолетовый цвета бездумно, но, например, в нижней части работы, где трава переходит в фиолетовую тень, встретились бы четыре пигмента или пять... Или ещё больше. Грязь в таком случае неизбежна.

Словом, на ученическом этапе нужно научиться подбирать триады пигментов, чтобы избежать грязных смесей. Нужны ещё примеры?

Берегите вдохновение!

Ваша К. С.