Энди Уорхол — американский художник, творивший в стиле поп-арт, который по большому счёту сам и основал. Его называют королём поп-арта, он умел через знаковые, всем знакомые образы — банки консервированного супа, бутылки кока-колы, кадры из фильмов, на которых были знаменитые киноактёры, портреты политических деятелей и мультипликационных персонажей создать настоящие произведения искусства, наиболее известные из которых сейчас стоят десятки миллионов долларов.
В предыдущей статье мы рассказывали о пяти самых знаменитых портретах Энди Уорхола, теперь пришла пора рассказать и о его жизни и странностях художника, поскольку это позволяет лучше понять его работы и мироощущение.
Энди Уорхол за свою жизнь создал множество всевозможных графических работ, вот только не всегда они были сделаны им самолично. На фабрике — так называлась мастерская Энди Уорхола ему, совместно с другими художниками за день удавалось создавать до 50 однотипных картин, то есть, по сути дела, это было массовое, конвейерное производство. Разумеется, ценность каждой отдельной работы в таком случае здорово снижалась, и не всегда можно было доказать авторство Уорхола. Но картины всё равно неплохо расходились, благодаря громкому имени их создателя и оседали в частных коллекциях различных толстосумов, а то и в музеях.
При создании картин Уорхол часто включал телевизор и приёмник одновременно, то есть ему нужно было постоянно быть в информационном потоке. Он очень любил технику, почти никогда не расставался со своим диктофоном, видеокамерой или полароидом. Он снимал и записывал часто совершенно незначительные моменты, которые никого, кроме Уорхола не интересовали.
А ещё Энди любил рассказывать о себе всевозможные легенды, а когда речь шла о начале его творческого пути, то откровенно прибеднялся. Впрочем доля истины там есть, когда после окончания в 1949 году Технологического университета Карнеги Энди Уорхол подрабатывал рисуя открытки, рекламу и оформляя витрины магазинов, ему поначалу приходилось жить в сложных условиях, снимать комнату в общежитиях, где, кроме него, ютились ещё десяток человек и множество тараканов.
В воскресенье он, как и многие другие американцы, ходил в церковь. Эта привычка появилась у него ещё в детстве, тогда его привлекали церковные иконы, он думал, что когда-нибудь создаст собственные изображения, на которых будут любоваться и молиться люди. И в случае с Уорхолом детская мечта сбылась.
После посещения церкви Уорхол отправлялся гулять по блошиному рынку. Его интересовала любая мелочь, продающиеся там, он мечтал, что купит редкую бесценную вещь, настоящую реликвию и разбогатеет. Блошиный рынок он посещал почти в течение всей сознательной жизни, даже когда разбогател и стал продавать свои шелкографии и картины за огромные деньги. Его квартира напоминала настоящий склад всевозможного барахла, некоторые вещи, приобретённые им на блошином рынке, иногда применял в своих творческих замыслах, но большинство просто пылились в коробках.
Уорхол очень любил свою маму и был к ней бесконечно привязан. Даже после того, как он стал богатым и знаменитым, прочно обосновался в Нью-Йорке и купил собственную квартиру, то пригласил маму жить в ней вместе с ним. Его мама Джулия была очень простой женщиной, даже толком не говорила на английском языке, поскольку была родом из Австро-Венгрии, друзья и деятели искусства, которые бывали у Уорхола, воспринимали её как прислугу. Но тем не менее она была умна и наделена определённым творческим талантом — в свободное от домашних хлопот и уходу за детьми время создавала красивые букеты из обычного мусора, умела вышивать и даже неплохо рисовать. Джулия очень любила своего позднего — она родила его в 36 лет, сына Энди, постоянно на протяжении всей жизни заботилась о нём, помогла раскрыть в себе талант к творчеству. На протяжении всей жизни она кормила его баночным супом «Кэмпбелл», который стал основой для одной из самых запоминающихся работ Уорхола.
Уорхолл очень комплексовал по поводу своей внешности — по большому счёту он лишь благодаря работе пластических хирургов создал свой имидж. В детстве были серьёзные проблемы с кожей лица — оно покрывалось пятнами, а количество юношеских прыщей просто зашкаливало. Энди всеми силами пытался исправить ситуацию — был частым гостем косметических салонов, покупал всевозможные средства от прыщей, но всё тщетно. Лишь с возрастом ситуация улучшилась, но ненамного, потому свой первый серьёзный гонорар Уорхол потратил на пластическую операцию. Начал рано лысеть, пришлось приобрести белокурый парик, именно таким Энди и появляется на большинстве своих фотографий в зрелом возрасте.
Однако он очень боялся, что парик когда-нибудь съедет с головы и его лысина будет видна всем зевакам, что не добавляло ему душевного спокойствия при общении на публике и с друзьями. Кстати, сам Уорхол несколько раз сфотографировался в женском образе, с большим количеством косметики на лице. Известна целая серия подобных автопортретов, там он пытался найти грань между мужским и женским.
В детстве был настоящим «гадким утёнком», очень болезненным мальчиком, страдающим «Пляской святого Витта». Сверстники над ним откровенно насмехались, а для самолюбивого и ранимого Энди подобное отношение к своей особе приносило немало обид и настоящих страданий. Он чувствовал себя настоящим изгоем в классе, а школу ненавидел. Подобное отношение к себе привело к отчуждённости в общении с окружающими. На пике славы он был окружён восторженными поклонницами, был вхож в высший свет, мог завести серьёзные отношения почти с любой понравившейся ему девушкой — та наверняка не отказала бы, но не сделал этого. Он никогда не был женат, нет никаких свидетельств о его постоянных любовницах.
Одиночество Уорхолу было привычнее, а людей и тусовку он стал откровенно избегать после того, как несколько его знакомых в 1982 году умерли от СПИДА. СПИДА Энди боялся панически, ещё больше, чем оказаться без парика на улице. Тогда о нём ничего не знали, считали болезнью гомосексуалистов и наркоманов, а заболевших даже не пытались толком лечить. Возможно, если причины заболевания СПИДОМ были в то время достоверно известны Уорхол и вышел из своего затворничества, хотя все, знавшие его, утверждали, что техника и искусство ему нравятся куда больше, чем люди. Впрочем, он и самолично заявлял, что «у него отношения с диктофоном».
Из-за одиночества и привычки питаться консервированным супом, гамбургерами и кока-колой Уорхол почти никогда не обедал ресторанах. Ему, кстати, принадлежит идея общепита для одиноких людей, то есть человек должен там кушать исключительно в одиночестве, а не в общем зале. Даже во время встречи там с друзьями всю заказанную еду отдавал бомжам. Он вообще был филантропом, жертвовал большие суммы нуждающимся, хотя к людям всегда относился с полным равнодушием.
Говорят, гений и душевное здоровье вещи несовместные, а Уорхол был настоящим гением поп-арта. Возможно, не было всех этих странностей, не было бы графических портретов Энди Уорхола, любой художник к творчеству проходит через собственный опыт и зачастую испытания, которые неотделимы от его работ.
Ищете где купить оригинальные произведения искусства или уникальные товары ручной работы? artAlebrio - это международная торговая площадка, объединяющая людей, которые хотят создавать, продавать, покупать и коллекционировать уникальные вещи - покупайте лучшее с нами artAlebrio.com.