Боги древней Греции... К их образам не обращался разве что самый ленивый художник, скульптор, поэт. Одним творцам они успевают опостылеть в ранней юности, другие проносят любовь к мифологии прекрасной Эллады через всю свою жизнь.
В истории человечества — ни одного пантеона, столь же близкого и понятного своим почитателям. Зевс могуч и гневлив, но бесконечно далёк от амбиций и пафоса древних прародителей монотеизма. Пока пафосные Ахурамазда и Ахру-Манью жаждут переустроить всю Вселенную, Громовержец по большей части печётся о том, чтобы не быть свергнутым с престола шустрыми родственничками.
Олимпийцы не имеют ничего общего с суматошными демонами Азии, непостижимыми монстрами Африки, до иррациональности кровожадными божками древних германцев. Их мотивации: преданность и ненависть, любовь и зависть, амбиции и жадность, самопожертвование и искренняя дружба. Два последние слова — в явном дефиците.
Греки (а вернее будет сказать — микенцы)— это единственный средиземноморский народ, не выдумавший концепцию рая. Единственный из древних, не взалкавший земных наслаждений после ухода из бренного мира. Они искали рая лишь на земле, спешили жить ради себя и друга, амбиций и вожделений — сию секунду, чести и славы — в веках. После ухода спартиата, фиванца и афинянина ждал вечное уныние Тартара. Потому и божества у них получались разудалыми гуляками, влюбчивыми мечтателями, мрачноватыми вояками, которых роднило лишь одно: жизнь «на полную катушку». Олимпийцы не гнушались испить из одного кубка или разделить ложе с теми из смертных, кого считали достойными. Ну или с теми, кто просто «поворачивался под руку». Напомним: добрая половина злоключений мифических героев «золотого века» началась с того, что Зевс-Вседержитель «сходил налево». Что влекло за собою новый династический, транснациональный и/или кроссбожественный скандал, а то и рождение опасных монстров.
Красотке Афродите и вовсе — по должностной инструкции греческой богини любви — полагалось влюблять в себя всех ахейских мужей. И даже некоторых женщин. Помните красивейшую легенду о безутешных рыданиях Пенорожденной по погибшему Адонису? Кровь Адониса стала розами, а слёзы богини — анемонами. Какое изысканное сочетание символов страсти и скорби! Как много чудесных работ посвятили этому сюжету художники самых разных стран, культур и эпох!
Своему сыну Энею прекраснейшая из бессмертных покровительствовала всю его земную жизнь. Спасала из горящей Трои, незримо оберегала в скитаниях. Есть версия, что именно Эней основал город Рим — и подарил европейским живописцам один из любимейших пейзажно- мифологических мотивов...
Кстати: беспрестанные ухаживания Громовержца, повелителя всего сущего (кроме своего либидо), красавица Афо неизменно отвергала. От чего тот ярился пуще прежнего и с удаленной энергией принимался гоняться за нимфами и волочиться за царевнами.
Или вот ещё одна история, связанная с только что рассказанной. Морская владычица Фетида поочерёдно жгла могучего водителя Пелея огнём, утекала от него водой, жалила в облике змеи и пыталась перекусить пополам обернувшись львицей (или львом?). Но будущий правитель острова Эгина и по совместительству правнук Зевса (куда уж без него?) одержал верх. Фетиде пришлось выходить замуж за своего победителя. Свадьба проходило прямиком на горе Олимп. Торжество закончилось знаменитым скандалом с изобретением «яблока раздора», которое так любили изображать на своих полотнах художники-символисты. Но молодожёнов это уже никак не касалось. Жили они долго и счастливо, и даже родили Ахилла. Лучшего воина в мире, который впоследствии насовершает множество разной степени вменяемости братных подвигов под стенами Трои. И лишь чудом не прикончит упоминавшегося выше Энея. Что и говорить, в античные времена знали толк в переплетениях сюжетных линий!
А фессалийский принц Адамант? Этот импозантный мужчина был как-то раз женат на нимфе облаков Нефеле. И ни к чему хорошему не привело. На радость итальянским художникам эпохи Возрождения, обожавшим интерпретировать эту легенду...
Культура греков помогла им стать самым успешным народом южной Европы. Не было лучших купцов, мореплавателей, учёных. «Сказки, легенды, тосты» — глупости на первый взгляд. Идеологическое оружие небывалой мощи — на второй, более пристальный. Когда под ударами римских гладиусов пали последние защитники Афин — латиняне разграбили и разорили великий полис, но — как это не парадоксально! - продолжали признавать примат греческой культуры над своей постэтрусской. Пройдут столетия — и Рим уступит историческую сцену прогреческому Константинополю. А затем настанет Ренессанс, и сбросившая инквизиторский гнёт Флоренция вернёт нам ту самую гармонию красок и живость сюжетов, что так обожали сыны и дочери Эллады. Подарит бессмертную классику мифологических сюжетов и будет успешно отбивать атаки современной вариации Минотавра, имя которому - Постмодерн. Что это, если не чистая победа над самой Историей? Над самим Временем.
#культура #изобразительное искусство #искусство #живопись