Найти в Дзене

Моему сыну с сенсомоторной алалией сегодня 8 лет. Рассказываю, с чего мы начинали и куда пришли

Оглавление

Обычно окружающие не сильно высокого мнения о детях с особенностями развития. Их мнение на сей счёт обычно выглядит так:

Справедливости ради отмечу, что вышесказанное хотя бы не содержит явного негатива. Просто человек, как и многие другие, находится в плену клише, что если развитие пошло не по тому пути, то всё - ничего не сделать, да и, мол, зачем? Всё равно, якобы, бессмысленно.

Я не сторонник такого подхода. "Принять таким, как есть" успеется всегда, в то время как с коррекцией ещё как можно опоздать.

Постоянные читатели знают, что проблемы у ребёнка я заметила ещё когда ему было 1,5. И знают, что это были за симптомы, но для удобства сравнения было/стало я это ещё раз перечислю:

  • Он не понимал речь;
  • Не откликался на своё имя;
  • Ни на что не показывал пальцем ни с какой целью;
  • Ничего не приносил мне, чтобы показать-похвастаться;
  • Не смотрел на меня практически никогда, сколько бы не звала и не привлекала внимание;
  • У него было плохо с моторикой: крупная ещё ок, а мелкая совсем дно. Он не мог ничего взять пальцами - только пятерней;
  • Странные, примитивные игры: Лёву не интересовали игрушки и игры "по назначению". Например, он не нажимал на кнопочку и не слушал, что же ему споют, не катал машинку, зато бахал по кнопкам всей пятерней, а у машинок крутил колёса;
  • Он ничего не повторял за мной и другими людьми/детьми;
  • Постоянно двигался, не сидя на месте вообще. И если вам кажется, что это ок, то нет - это был не просто "активненький ребёночек". Это был кошмар, который заставлял бесконечно нести его куда-нибудь, лишь бы окружение менялось, а потом, как начал ходить, вынуждал так же за собой бегать. Усадить даже на полминуты было нереально;
  • Любил ходить по одному и тому же маршруту;
  • Остро реагировал на звуки - некоторую музыку в игрушках и велосипедные/дверные звонки;
  • Никак не общался: не было даже жестов, типа "да"/"нет", не было не то, что речи, но и подобия слов - многие дети долго не говорят, но их лепетные слова что-то значат, например, "ки" = "киса". У Левы такой лепет бывал, но не значил вообще ничего;
  • Он никого и ничего не опасался - везде бежал напролом, лез куда надо и не очень. При этом вылазили неожиданные причудливые страхи типа боязни тоннелей (игровых);
  • Ввиду полного отсутствия пищевого интереса и аллергии были огромные проблемы с рационом и едой;
  • Любил быть на руках, но как-то странно - вечно требовал, чтоб носили его строго "лицом к миру";
  • Самое ужасное, что было моей персональной трагедией - ребёнок вообще не был привязан ко мне. Он никогда не плакал, когда я уходила, никогда не радовался, когда приходила. И самое жуткое - мог уйти с кем угодно. В это время я научилась тихо ненавидеть бабок-воспитательниц, которые из "благих намерений" тянули к нему руки и говорили: "Ой, что плачешь - сейчас я тебя заберу!", рассчитывая, что он тут же стушуется и вцепится в меня, а он раз - и с ними шёл!

Как видите, ситуация конечно ни разу не говорила о том, что хоть когда-нибудь будет всё или почти всё ок. В 1,5 года в медицинской карточке сына впервые появилось не "Развивается по возрасту, сидит, стоит" и прочая типовая писанина от невролога, а страшное: "Аутизм?". Врачи долго никаких прогнозов не давали. Большинство уходили от прямого ответа на то, можно ли это вылечить, а одна невролог вообще сказала: "Не ждите, что вообще что-то получится - тут угрожающая умственная отсталость."

Однако что умеет/не умеет Лёва сейчас после 6,5 лет упорной коррекции и лечения? Усаживайтесь поудобнее потому, что в честь Лёвиного 8-го Дня Рождения перед вами, ахах, эксклюзив - расскажу не только о плюсах, но и о том, чего обычно не делаю - минусах.

Примечание: ребёнок в школу ещё не ходит. Пойдёт только через пару дней в первый класс :)
Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Хорошо:

  • Сам ест, пьёт, греет еду в микроволновке, наливает себе воды или сока;
  • Подметает, пылесосит, моет полы у себя в комнате. Что интересно - делает это лучше папы. Моет стёкла, зеркала. Может убрать и в других комнатах, если намусорил. Что важно - последнее уже делает по своей инициативе, понимая, что ОН намусорил - ему и убирать. Ещё пару лет назад это шло со скандалом;
  • Одевается/обувается, раздевается/разувается, дружит с пуговицами;
  • Может помочь на кухне: чистит картошку, морковку. Трёт овощи, сыр на тёрке, мешает тесто миксером, взбивает яйца. Может порезать овощи, но делает это очень медленно;
  • Полностью сам купается, чистит зубы (ещё с 5 лет);
  • Никаких проблем с туалетом - спит с 4 лет сухой всю ночь. Днём, соответственно, тоже всё ок;
  • Могу отпустить самого погулять на площадке перед домом (на 20-30 минут) - никуда не убежит, сам откроет домофон и поднимется в квартиру.

Плохо:

  • Там, где приходится иметь дело с тяжёлыми вещами - например, суп он может себе нагреть, только если предварительно налить в тарелку - кастрюлю Лёва сам не достанет и не донесёт (слишком высоко стоит в холодильнике). Также и с чайником: полный чайник почти наверняка уронит. Но сейчас с силой всё же стало получше из-за наших тренировок. Раньше вообще был караул - хлеб не мог с магазина домой донести.
  • Со шнурками и завязками. Уже немного получается, но все равно это не уровень 8 лет;
  • Не вытирает сам пыль и не умеет этого. Но тут причина проста: не дотягивается туда, где надо вытирать: нет практики - нет навыка;
  • Гладит, но считай, надо постоянно стоять рядом и напоминать расправить и по-другому положить, тыкать на все складки;
  • Любитель нацепить одежду по-быстрому и не посмотреть как оно выглядит: торчащие из штанов трусы, полузаправленная рубашка и не расчесанные волосы в порядке вещей. Приходится напоминать.

Хорошо:

  • Рисует кисточками, карандашами. Неплохо копирует готовые рисунки и "из головы" придумывает своё;
  • Может по собственной задумке из "г*вна и палок" подручных материалов соорудить примитивные игрушки. Например, одно время требовал не выбрасывать картонные коробки - вырезал из них детали то самолётов, то монстров, то трафареты в виде птиц/зверей, а потом всё это клеил и раскрашивал до готового "шедевра";
  • Собирает сам конструкторы по инструкции и по "собственному видению". Из старого конструктора может сделать кучу новых игрушек;
  • Сейчас открыл для себя, что книги можно не только читать, но и писать. Писать ему правда влом, да и быстро печатными буквами не напишешь, поэтому получается скорее не книга, а комикс: рисунки с текстом. Но что удивительно для речевика: придумывает интересный, последовательный сюжет.

Плохо:

  • Лепит. Жутко психует, когда не получается, а не получается почти всегда;
  • С мелкими деталями конструкторов - постоянно просит помочь;
  • Раскрашивает хорошо, но выйти за пределы или оставить пробелы всё так же может.

Речь/коммуникация

Самый важный блок, на мой взгляд, раз подозревали аутизм и поставили в итоге тяжелое нарушение речи - сенсомоторную алалию.

Сенсомоторная алалия - это когда ребёнок без специального обучения не начнет понимать речь и говорить, что может привести к масштабному отставанию и развитию умственной отсталости.

Хорошо:

  • Свои (не эхолалия!) развернутые, сложные предложения;
  • Качественный диалог не только по моей инициативе. Постоянно спрашивает что и как устроено, почему так, а не иначе. Заводит диалоги и просто так - что-то рассказать интересное, спросить как дела, чем помочь;
  • Поставлены все звуки;
  • Знает весь алфавит. Отлично различает звуки, знает их все по характеристикам (согласный/гласный, мягкий/твёрдый и т.д.), легко может сказать сколько звуков в слове, посчитать слоги, сказать место каждого звука;
  • Способен вести нелинейные диалоги с другими людьми/детьми;
  • Сам знакомиться стесняется, но охотно присоединяется к другим детям, если приглашают в игру. Если не приглашают, придумал тактику: выдумывает сам игры и изображает бурную деятельность - почти всегда отыскивается 1-2 человека, кому интересно присоединиться;
  • От речевых диагнозов осталось ОНР4 и стёртая дизартрия;
  • Порой демонстрирует чудеса благоразумия и эмпатии. Поссорились мы как-то с мужем из-за швабры и минут 20 выясняли отношения. Пока два взрослых дурака тратили время, Лёва взял швабру, сам всё помыл и сказал: "Хватит ссориться из-за ерунды";
  • Хорошо сечёт причинно-следственные связи поступков людей (если не как обычно "в омут с головой", а подумает);
  • Уже неплохо воспринимает большой объем информации на слух - может пересказать общее содержимое фильма, спектакля, сказки;
  • Окружающие начинают что-то замечать только если я напрямую говорю, что был диагноз.

Плохо:

  • Иногда ляпает невпопад из чувства "надо что-то сказать", что закономерно приводит к тому, что порой выглядит глупо;
  • Успешно забывает такие "неважные" детали, как имя ребёнка, с которым играет. Нет, если будет долго играть и очень понравится, то запомнит, но большинство так и остаются с именами "мальчик"/"девочка";
  • Навязывается и порой "душит" своим вниманием. Касается это меня, а не других - я люблю посидеть одна и чтобы меня никто не трогал. Так вот с Лёвой это почти нереально, из-за чего у нас бывают конфликты;
  • Взгляд "плавающий" - в глаза смотрит, но нередко их отводит, когда думает, что сказать;
  • Не всегда внимательно слушает другого, в итоге в разговоре упускает половину контекста;
  • Если быстро говорит, глотает окончания слов, нечетко выговаривает;
  • Более наивен по сравнению с другими детьми, легче ведётся на провокации;
  • До сих пор есть аграмматизмы, особенно в быстрой речи. Есть речевая персеверация - застревание на последних слогах-словах пока формируется мысль, типа "Я пошел в комнату, комнату, комнату, ту, ту... и взял там книгу". Но сильно реже, чем еще 2-3 года назад.

Интеллектуальное развитие

Хорошо:

  • Тест Векслера проходил 2 раза. Первый раз дали общий коэффициент интеллекта 104, второй - 107 при норме 90-109;
  • Бегло читает. При этом понимает, что он читает - ясно по тому, что постоянно делится впечатлениями и пересказывает. Сейчас самостоятельно осиливает детские книги размером 100-200 страниц. В фаворитках на данный момент серия "Мейзи Хитчинс";
  • Неплохо справляется с математикой. Отнимает и складывает примеры типа "Сколько будет 121-32?";
  • Любит узнавать всё новое. С удовольствием смотрит разный науч-поп;
  • Складывает пазлы на 260 деталей;
  • Хорошая зрительная память: на местности ориентируется лучше меня, задачки типа "Посмотри 15 секунд на картинку, закрой и вспомни всё, что видел" делаются просто на "ура";
  • Легко щелкает комбинаторные логические задачки типа "Какую фигуру нужно добавить?", группирует понятия по важным признакам, находит последовательности, закономерности. В гипотетической ситуации на рассуждение сам найдет 2-3 решения;
  • Владеет всеми базовыми понятиями про окружающий мир: от как зовут/сколько лет до количества и названий планет в солнечной системе.

Плохо:

  • ОЧЕНЬ отвлекается. Может знать идеально, но допустить ошибки в элементарщине. И, вот честно, даже гиперактивность меня так не достает, как это летание в облаках.
  • Словесная краткосрочная память. Последовательности слов или только что сказанное запоминает всё равно на порядок хуже, чем картинки.

Эмоционально-волевая сфера

Хорошо:

  • Последние 2 года вижу медленный, но устойчивый рост самоконтроля. Если раньше психанёт, то всё - тормозить будет исключительно головой о стену (сарказм). Сейчас может даже в процессе вдохнуть-выдохнуть и успокоиться. Главное дров ему не подбрасывать, а то час будешь слушать как замордовали его с этими занятиями и обязанностями;
  • Не агрессивный. Нет, стукнуть в ответ и обозвать кого-то может, но это именно "в ответ";

Плохо:

  • Сила воли. Она тоже улучшается - раньше была б сразу истерика и визг, что за него должны всё сделать, что не получается. Сейчас может сам ныть, но продолжать пытаться. Но пока недостаточно её, на мой взгляд;
  • Когда Лёве скучно, ветер в голове несёт пятую точку на приключения: носится, скачет, песни вслух выдумывает и поёт. И всё б хорошо, если б это не было в очереди у врача, скажем. Торможу, отвлекаю, но без скандалов и "Ну мне скучнааа" не обходится. Об уместности, короче, мало думает;
  • Импульсивность - делает ерунду, хотя знает, что нельзя, извиняется. Но через пять минут забыл и снова сделал! Тоже та ещё игра на моих нервах.

Такие дела. Не считаю, что у нас идеальный результат - я трезво смотрю на вещи и понимаю, что ещё ох как есть куда стремиться. Но мысли о будущем уже не вызывают у меня внутри содрогание, так как понимаю, что шансы выправить до конца уже довольно велики.

Навигация по каналу - мой небольшой вагон материалов по нарушениям развития и их преодолению.

Ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы видеть больше материалов по теме и от меня, и от других авторов :)