Роман Подросток – одно из самых малоизвестных произведений Достоевского. Это произведение мало обсуждаемое и мало изученное. Между тем, я должен признаться, что и для меня самого отдельные ключевые события в этот романе непонятны.
Подросток был написан Достоевским на шестом десятке жизни. Федор Михайлович и раньше писал о молодых людях, студентах, но создаётся ощущение, что чем старше становится автор, тем моложе становятся его герой.
Кроме того, возраст главного персонажа Достоевский вывел в название книги. И это важно. В четвертом романе в какой-то, степени, в каком-то смысле, Достоевский обобщает написанное ранее, и рисует портрет целого поколения в котором рождаются и живут эти Раскольниковы, эти князья Мышкины, эти Ставрогины и Версиловы.
Вселенная Достоевского
Есть вселенная Толкиена, есть вселенная Warcraft'а, есть вселенная Marvel, а это такая вселеная Достоевского, иначе говоря Россия, глазами Федора Михайловича. Роман Подросток посвящён не одном молодому человеку, а всему молодому поколению этой вселенной.
Почти что старик, Достоевский на последнем десятке своей жизни пишет роман, посвященный молодому поколению современной для него России. А что может сказать старик про молодежь?
Как раз то, что Достоевский и привык описывать в своих романах: проститутки и игроманы - его любимы герои. Причем действительно любимые. Федор Михайлович любит проституток, он сам игроман. И он не просто говорит о молодом поколении, он говорит о своем поколении. Он чувствует себя его частью, а возраст и опыт писателя, только помогают лучше понять происходящее, но не разделяют героев и автора.
У молодых людей Достоевского есть типичные черты, которые писатель считал чертами всего Российского молодого поколения.
Черты молодого поколения Достоевского
Главной такой чертой является отсутствие отца. У Раскольникова нет отца, у Мышкина нет отца, у Ставрогина нет отца, у героя романа Подросток, Аркадия Макаровича Долгорукого нет отца.
Конечно, с какой-то точки зрения у Аркадия отец есть и даже два, но это уже тема двойственности, о которой мы поговорим чуть позже, но несмотря на то, что физический родитель у Аркадия был, и его не быть не может, все же детство свое Аркадий провел сиротой, понукаемый немецким учителем за свое безродное происхождение, за нелепую фамилию Долгорукий. Фамилию, которая должна подразумевать древний княжеский род, но на самом деле, досталась внебрачному бастарду Аркадию, от родного крепостного отца.
И таким сиротой Достоевский видит все поколение современной ему России. Мне кажется, что Федор Михайлович, верит в то, что когда-то, раньше, в России было некое поколение, в котором были скрепы и, возможно, это скрепы дворянства, княжества, какой-то аристократической чести, но так же он видит, что сейчас это дворянство выродилось и деградировало. Князь Сережа введен в роман Подросток как раз для того, чтобы это проиллюстрировать.
А вместе с деградацией дворянства, появилось поколение разночинцев, которым по нелепости досталась княжеская фамилия, но которое не имеет фамильной истории. Люди, у которых дома не висит семейное дерево. И связь времен, как это часто бывает на Руси, порвалась.
У Аркадия по сюжету два отца, но в то же время ни одного. Его родители тоже принадлежат к этому безродному поколению нигилистов и бродяг. В поколении Достоевского не двадцать и не тридцать лет, в нем вмещается около пятидесяти лет Российской жизни, как раз столько,сколько самому автору.
Неродной отец Аркадия занимается бродяжничеством, а родной Версилов страдает раздвоением личности и питает склонность к проповедничеству. Но что он проповедует?
Атеизм Достоевского
Тема его проповеди проскальзывала еще в романе Бесы. Там был персонаж по фамилии Шатов - тот самый подпольный типограф. Так вот, в романе Бесы, Шатов пытался отойти от подпольных дел, спорил со своими бывшими соратниками нигилистами и произносил много слов в защиту православия. Но если внимательно в него вчитаться, то можно заметить, что сам то Шатов в Бога то не верит. Но он считает, что Бог нужен людям, что им нужна вера и они без этой веры погибнут, как Кириллов. А Кириллов - атеист, который покончил с собой и это конечно метафора, потому что атеист это человек, который по сути добровольно отрицает вечную жизнь. Отказываясь от бога, атеист совершает ментальное самоубийство просто приняв для себя, что он умрет окончательно и бесповоротно, и не важно когда это будет: через секунду, или через сто лет. И ждать сто лет по сути даже как-то бессмысленно.
А христианство этот смысл человеку дает. Кроме того, оно так же дает многое для общественной и политической жизни. Все наше общество основано на христианских ценностях. Все что кажется для нас естественным сейчас: равенство людей, ценность человеческой жизни и собственности, честность и толерантность - все это сейчас живет в нашем обществе, во многом благодаря христианской традиции. И Шатов считает, что если бога убрать, то христианской традиции не останется.
Но тему этих рассуждений в романе Подросток продолжает родной отец Аркадия, Версилов. И он идет гораздо дальше Шатова. Он берет Христианство и убирает из него Бога.
В христианстве есть две главные заповеди. Вторая по значимости из них: «Возлюби ближнего», но более главная: «Возлюби господа Бога». Можно подумать, что человек должен любить бога сильнее чем человека.
Из этого Версилов делает вывод, что в отсутствии Бога, человек наконец-то по-настоящему полюбит человека. Ведь люди постоянно убивают друг из-за веры. Верующий человек посвящает свою жизни тому, чтобы после смерти, попасть в царство бога. И это желание даже можно назвать эгоистичным.
Но если не будет царства бога, если человек посчитает себя смертным, то единственный смысл его существования, единственное, что может остановить его от того чтобы полезть петлю, это другие люди.
Вот, что проповедует Версилов. Атеизм для него – это очень высокоморальная идея. По сути это христианство, только без Бога и без вечной жизни. Согласно Версилову не из-за страха перед Богом и не из-за любви к Богу человек должен любить других людей, а просто потому что ничего другого у него нет.
И мы то с вами сейчас как-то так и живем, но для Достоевского этот отказ нового поколения от Бога - это потеря отца. И этим качеством безотцовщины он наделяет всех своих молодых персонажей.
Двойственность молодого поколения Достоевского
Другой заметной чертой поколения Достоевского является его двойственность. Версилов, страдает раздвоением личности, Ставрогин физически раздваивается на двух людей, Князь Мышкин мечется между двух невест, Раскольников никак не может выбрать одно из двух: тварь ли он дрожащая, или право он имеет. У Аркадия Долгорукого два отца. И даже не главное, что два, а главное, что нет единства в современном поколении, нет единства в современном русском обществе. Демократы и монархисты, западники и славянофилы, ангелы и демоны, реакционеры и революционеры, в стране, даже герб которой смотрит в разные стороны, как лебедь, рак и щука они тянут молодого Аркадия Долгорукого в разные стороны.
Аркадий, подобно Фродо Бегинсу, который стал хранителем кольца, стал хранителем письма, которое имеет огромную власть над людьми. И письмо как и кольцо должно быть уничтожено, Аркадий это прекрасно понимает, но вместо того чтобы сжечь его на свечке, он аккуратно зашивает письмо всевластия в подкладку сюртука и всюду носит с собой, периодически трогая его и поглаживая.
И вот другие персонажи романа, узнав, что он владеет этим письмом, пытаются переманить Аркадия на свою сторону и использовать его для достижения своих целей. Среди них есть и понятные злодеи, но большинство из них это не плохие люди у которых есть свои причины, чтобы использовать это письмо. И Аркадию не просто разобраться и дать решение о том, чью сторону принять и нужно ли вообще-то принимать чью-то сторону или может лучше занять свою?
Что там говорить, даже в собственном отце Аркадию очень сложно разобраться. Плохой он или хороший, добрый или злой? Достоевский нарочно описал Версилова таким запутанным и двойственным чтобы и читатель пытался мучительно найти ответ на этот вопрос.
Поиск добра и зла в романе Подросток
Этим Достоевский показывает какая сложная задача стоит перед молодым человеком и всем молодым поколением. Какое трудное решение в сложнейшей задаче должны они принять. И это действительно квест библейских масштабов.
Одинокие сироты, без отца и бога, без чужих советов и подсказок, в мире где все покупается и продается, где правду говорит только идиот, где молодой студент может пойти на убийство богатой старухи, чтобы помочь сотням нуждающихся, где проститутки кормят нищих братьев и сестер, где молодая девушка может дать объявление в газете о поиске работы и повеситься после того, как найдет вакансию, в этой темной вселенной Достоевского одинокий Подросток должен найти и распознать Добро и Зло.
И кстати, уж коли я упомянул, одной из самых ярких сцен в романе Подросток стала сцена самоубийства соседки Васина, молодой образованной девушки Ольги. Она дала объявление в газету в поиске работы, хотела давать уроки детям. На объявление откликнулся Версилов, дал Ольге задаток и обещал вакансию найти. Однако у Ольги было богатое воображение и негативный опыт прошлого трудоустройства, когда она по ошибке пришла устраиваться в публичный дом. Решив, что Версилов хочет вступить с ней в интимную близость, она с великим трудом отыскала его адрес и вернула задаток. А потом вернулась домой и повесилась.
А теперь внимание, вопрос:
Почему?
Напишите ваше мнение в комментариях.
-----------------------------------------------------------------------
Мои статьи о Пятикнижии Достоевского на Dzen:
-------------------------------------------------------------------------
Статья о том, как понимать литературу:
-----------------------------------------------------------------------
Смотрите видео версию этой статьи на YouTube: