В июле этого года исполнилось 205 лет со дня рождения известнейшего русского художника-мариниста - Ивана Константиновича Айвазовского. “Царь моря”, как его однажды назвал Николай I, за весь свой долгий творческий путь он написал более 6000 полотен. Но всем известные морские пейзажи - лишь часть жизни художника, за буйными волнами которой кроются истории не менее интересные, а порой и невероятные. Археолог, дизайнер, пушкинист - и это все об Айвазовском!
Карьера молодого Айвазовского могла завершиться так и не начавшись. В 1836 году юный художник, тогда еще ученик императорской академии, представил на осенней выставке пять картин. Работы произвели фурор: за эти полотна его наградили Серебряной медалью. Восхищение выразил даже сам Карл Брюллов: «…Видно, что вы одарены исключительной памятью, сохраняющей впечатления самой натуры. Это важно для истинного художника».
И все бы ничего, если бы не одно “но”: картины ученик-Айвазовский выбрал самостоятельно, без участия наставника - Филиппа Таннера. А это, на секундочку, грубое нарушение субординации. Их еще и оценивали выше “манерных” работ мастера. В общем, обиженный Таннер сразу, конечно, побежал жаловаться императору. А Николай незамедлительно велел снять картины мятежника с выставки. И неизвестно, что бы мы знали сейчас об Айвазовском, если бы не Александр Зауйервед - учитель рисования детей императора. Только его усилиями удалось смягчить царский гнев и спасти едва начавшуюся карьеру художника.
Айвазовского по праву можно назвать художником-пушкинистом. Его коллекция насчитывает более 20 работ с изображением главного светила русской литературы. Пушкин, как и художник, море очень любил - это ни для кого не секрет. Вот и Айвазовский изображал его, невозмутимого, в окружении любимой стихии. Среди пушкинских полотен - сразу две иллюстрации одного из последних стихотворений южного периода поэта “К морю”. Первая - “Прощание Пушкина с морем” - совместная работа с Репиным. Создана в 1877 году. Вторая - “А.С. Пушкин на берегу Черного моря”. Ее художник нарисовал уже спустя 20 лет.
Кстати говоря, Айвазовский был знаком с Пушкиным лично. И их первая встреча состоялась на той самой одновременно успешной и злосчастной выставке 1836-го года. Поэт погиб спустя несколько месяцев, но с его женой, Натальей Николаевной, художник поддерживал дружеские отношения еще много лет.
Была в жизни Айвазовского и еще одна нить, связавшая его с романтизмом, - с другим “певцом моря”. Но не с Пушкиным - с Байроном. Однажды во время своего путешествия по Европе художник навещал брата-священника Гавриила на острове Святого Лазаря в Венеции. Именно там ему довелось на одну ночь остановиться в по-настоящему историческом месте. Айвазовского поселили в комнате-музее знаменитого английского “властителя дум” Байрона. Комната эта находилась в монастыре и оставалась нетронутой долгие годы - точно такой, какой покинул ее когда-то сам поэт. Чести переночевать здесь удостаивались лишь почетные гости. Среди них оказался и Айвазовский: так он прикоснулся к самым истокам романтизма.
Айвазовский покорил не только родину, но и Европу. Он стал первым русским художником, чьи работы появились в Лувре. В 1843 году на выставке в резиденции французских королей были выставлены сразу три картины: «Море в тихую погоду», «Ночь на берегу Неаполитанского залива» и «Буря у берегов Абхазии». Париж рукоплескал - город охватила волна всеобщего восторга. А позднее Совет Парижской Королевской академии художеств вручил творцу честно заслуженную награду - золотую медаль. И вообще, на момент возвращения из Европы в 1844 году Айвазовский был уже академиком Римской и Амстердамской Академии художеств.
Шесть тысяч - столько полотен насчитывает наследие художника. Но как вообще оказалось возможным написать такое количество произведений? Все очень просто: Айвазовский работал по правилу десяти дней. Десять дней - максимальное время, которое художник готов был потратить на одну картину. И ни минутой больше. Некоторые произведения создавались буквально в один-два подхода. “Писать тихо, корпеть месяцы не могу. Не отхожу от картины, пока не выскажусь” - вот его творческое кредо.
В создании картин у Айвазовского была и другая особенность. Почти все свои марины и пейзажи он рисовал не на лоне природы, а в стенах собственной мастерской. Художник никогда не был любителем писать с натуры - ведь стихия непрерывно меняется. Стремление запечатлеть статичное состояние (абсолютно не свойственное стихии!) оказывалось, по его мнению, совершенно бессмысленным. На прогулках Айвазовский делал лишь наброски, запоминал внутренние ощущения, движения природы. А образы на полотнах воссоздавал уже по памяти.
Айвазовский - крайне гостеприимный хозяин. И крайне находчивый. Над своими приемами он “корпел” чуть ли не меньше, чем над картинами: тщательно продумывал с поваром меню вечера, подачу. А еще на столе всегда стояло шампанское - художник его очень любил. И было это шампанское не совсем простое. Все дело в том, что Айвазовский сам рисовал для него этикетки. На месте тривиальных фабричных появлялись созданные собственноручно. Чаще всего на них изображались морские пейзажи и бури. А на свое пятидесятилетие художник совершенно поразил гостей. Вместо десерта каждому за столом он подал небольшой пейзаж.
Айвазовский увлекался не только дизайном, но и археологией. Художник один из первых заинтересовался необычными холмами и курганами близ Феодосии. В 1853 году он получил от Министерства уделов деньги и инструменты и организовал раскопки на собственные средства. По словам самого Айвазовского, было открыто около 80 курганов. Найденные на месте раскопок статуэтки и золотые предметы затем отправили в Эрмитаж.
“ ... Я в восхищении от Феодосии. До вчерашнего числа открыли пять курганов, в которых ничего не нашли, <...> но вчера, т.е. в пятом кургане, нашли просто под землей в золе золотую женскую головку самой изящной работы и несколько золотых украшений <...> Эта находка дает надежду, что не напрасны будут наши труды, и все эти открытия доказывают, что древняя Феодосия была на этом же месте…”
Айвазовский - “отец” Феодосии. Художник крайне любил родину и всегда предпочитал ее и Петербургу, и Москве: «Это чувство или привычка - моя вторая натура. <...> чуть повеет весной - и на меня сразу нападает тоска по родине, меня тянет в Крым, к Черному морю». Раскопки - далеко не единственное, что сделал творец для родного города. Он создал картинную галерею прямо у себя дома, заново возвел археологический музей, устроил театр и художественную школу. Его усилиями в Феодосии появились морской порт и железная дорога. А еще Айвазовский подарил городу водопровод.
“Царь моря”. Именно так назвал Айвазовского Николай I. По рассказам художника Кирилла Лемоха, однажды император решил выйти в море на колесном пароходе. И взял с собой Айвазовского. Они стояли по разным сторонам колеса, когда Николай прокричал художнику: «Айвазовский! Я царь земли, а ты — царь моря!»
Автор статьи: Анастасия Панина