Найти тему

Современный Саратов. Глушь? Проверим!

С легкой руки Грибоедова прозвище «глушь» прилипло к Саратову. Далеко не все помнят, за что ж автор так с городом. На самом деле, это скорее сарказм.

Про Саратов говорит Фамусов, герой отрицательный, поклонник чинов, денег, полезных знакомств и прочих способов продвинуться без ума. И говорит этот Фамусов буквально следующее:

Да и тебя, мой друг, я, дочка, не оставлю,
Еще дни два терпение возьми:
Не быть тебе в Москве, не жить тебе с людьми;
Подалее от этих хватов,
В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов,
Там будешь горе горевать,
За пяльцами сидеть, за святцами зевать.
Грибоедов А.С. «Горе от ума», 1824

В губернском Саратове еще перед войной 1812 года были построены здание присутственных мест, современная больница, дворянское собрание, театр и гостиный двор. А после войны за реализацию плана градостроительства взялись, не по своей воле, конечно, пленные французы. Занимались они преимущественно выравниванием ландшафта, то есть буквально копали. Многие из них осели в Саратове, так что в 1824 году там французов было едва ли не больше, чем в Москве. Но ландшафт так до конца и не выровняли... По саратовским городским холмам интересно ездить, не часто встретишь такие перепады высот внутри города.

Тем не менее, некий провинциальный флёр в Саратове присутствует. Это заметно и в дорожных ямах, едва съезжаешь с главной улицы, заметно в правилах поведения в парке, где всё запрещается, и в удивительном смешении на одной линии магазинов секонд-хэнд, шаурмячной и замечательного ресторана со вполне столичными ценами, в котором я пообедала так прекрасно, что не стала искать лучше места для ужина, а предвкушала тот момент, когда я вернусь туда, закажу бокал вина и буду медленно пить его, потому что сегодня праздник, сегодня я остановилась почти в центре города, там где одно-двухэтажная застройка и за углом ресторан 5.0.

От Самары до Саратова моя дорога была разной, но преимущественно ужасной. Как обычно, меня вел навигатор, и я не особенно понимала, да и не особенно задумывалась над принципом, согласно которому ровные участки трассы чередовались с поверхностями, больше напоминавшими стиральные доски. Ближе к самому Саратову стало красиво – горы, холмы, поля, стада, подсолнухи – смешение стилей и красок.

А в сам город я въезжала по мосту над Волгой. Волга в этом месте просто широченная, мост – как будто из будущего, больше, как из фантастического романа.

Мост я сняла уже от Журавлей. Вообще-то, правильно будет писать – мемориальный комплекс «Журавли», но я так не могу. Просто Журавли. Это первое место, которое нужно посмотреть в Саратове. К Журавлям можно пройти, поднявшись через весь Парк Победы почти от набережной. А я подъехала на машине с другой стороны, поднялась по крутой лестнице в тени высоких деревьев сразу наверх и увидела крест.

Журавли бьют в самое сердце точечно из всех своих орудий. И трудной лестницей, ведущей к подножию стелы по пути войны, через города, которые прошла армия с 1941 по 1945. И панорамой от самих Журавлей, панорамой, открывающейся на Волгу, про которую, увидев ее здесь, сразу понимаешь, что это и есть Россия. И самим клином 12-ти журавлей, в котором видишь «промежуток малый» и понимаешь, что место для тебя там найдется. И даже тихо стекающей водой у подножия памятника.

Я немного побродила по Парку Победы, пытаясь как-то уложить в себе увиденное, и встретила первую систему залпового огня – Катюшу.

А вот панорама, которая открывается от Журавлей. Она получилась у меня не совсем парадной, на передний план влезла и березка, и дачный пригород, и всё это смешалось с многоэтажками, храмом, Волгой и мостом. Такой он, этот Саратов. Пойду, рассмотрю поближе.

Главную пешеходную зону Саратова, к счастью, переименовали из имени борца революции в проспект Петра Столыпина. Я наметила местечко неподалеку от проспекта, но и не очень близко, по моим московским понятиям такая тактика – залог возможности найти парковочное место. С парковочными местами в центре Саратова оказалось получше, чем в Москве, и побесплатней. Заодно, я немного прошла в сторону перекрестка улиц Московской и Радищева, это место очень напомнило мне Сызрань. Отмасштабированную Сызрань. Архитектура та же, размах огромен.

Весь проспект Петра Столыпина мне пройти не удалось. Если будете в Саратове, не ходите моими стопами. Идите лучше от рынка по проспекту до консерватории, а потом, наискосок через сад Липки и по улице Бабушкин взвоз до набережной. Я же начала от Саратовской Императорского Русского музыкального общества Алексеевской консерватории, построенной еще в 1912 году. За это время ее, конечно, не единожды переименовали, но мне так больше нравится, что-то я стала тяготеть к дореволюционным названиям и строениям.

Впечатляющая псевдоготика не смогла затмить мою любовь к фонтанам, что видно на фото. Я выбирала ракурс получше, чтобы снять церковь, и зашла в тыл Чернышевскому.

Церковь иконы Божией Матери Утоли моя печали
Церковь иконы Божией Матери Утоли моя печали

Сразу вспомнила, как вчера на набережной в Самаре девушки фотографировали друг друга: «А сними меня со спины, как будто я вот так стою и на закат смотрю». И правда, выгодный ракурс. Почему-то я подумала, что Чернышевскому тоже хотелось бы вот так со спины, как будто он на закат смотрит. Он, конечно, каждый день на него смотрит... Но я не смогла пройти мимо (придуманной) просьбы человека, который научил меня спать на гвоздях еще в 9-м классе школы.

Чернышевский «как будто смотрит» на уходящее солнце, Императорского общества консерваторию, фонтан и проспект Столыпина
Чернышевский «как будто смотрит» на уходящее солнце, Императорского общества консерваторию, фонтан и проспект Столыпина

И нескромно замечу, что это лучшее фото Чернышевского, которое я видела. Вот такое, где он смотрит на закат в квартале от Столыпина, который смотрит на этот же закат.

Теперь немного обещанного провинциального флёра, который нашелся в саду Липки, здесь же, буквально за спиной Чернышевского. В этом милом парке много аттракционов, детей с родителями и просто прогуливающихся персон. Встречает нас стенд со списком того, что делать в парке запрещается, точнее «запрещаетс». Многое из этого мне не пришло бы в голову делать, если бы не подсказка.

Видимо, кто-то ей уже воспользовался и сломал таки парковый фонтан «Стерлядь» (он не работал), а фонтан «Глобус» немного понадламывал. Социально активным саратовчанам все это не мешало развлекаться и культурно отдыхать – у «Глобуса» развернули сцену с народными песнями, а у самого входа – летний читальный павильон, и самое удивительное, он не был пуст.

Проспект Петра Столыпина уж точно заслуживает бОльшего внимания, чем я ему уделила. Вечером проспект обещал быть еще красивее и с иллюминацией. Чтобы остаться без еды на этой пешеходной улице, надо быть мной. Меня огромный выбор ставит в тупик, я начинаю ставить мысленные фильтры отбора, меняю их, и всё это вполне может закончиться кефиром из супермаркета. Но никто другой не уйдет с проспекта не накормленным. Выбор заведений просто огромен. На любой вкус, любой ценовой категории, и перекусить, и основательно поесть, кофейни, пивные, рестораны, кондитерские... Что еще можно придумать?.. Всё это там есть, и у всего есть летние веранды.

Архитектурно интересные, отреставрированные или хорошо сохранившиеся здания, не стесняясь своей красоты, чередуются с домами, у которых отсутствует крыша или же вообще ничего кроме фасада не присутствует, но они, как я понимаю, все же ожидают своей скорейшей очереди на восстановление.

Конечно, на любой приличной пешеходной улице обязательно должна быть небольшая скульптура, здесь это памятник знаменитой саратовской гармошке. Так я узнала, что саратовская гармошка знаменита.

На проспекте Петра Столыпина
На проспекте Петра Столыпина

Очень милый пешеходный проспект, но меня манила набережная, а к ней вела улица Бабушкин взвоз. Взвоз таков в буквальном смысле – улица поднимается круто вверх от набережной, видимо, внизу раньше была пристань и по улице взвозили какие-то грузы к подворью купца Бабушкина, а может быть и дальше. После революции улицу переименовали. А теперь внимательно следите за буквами... улица стала называться – взвоз им. Бабушкина. Имени революционера Бабушкина, ну, видимо, чтобы сильно не переименовывать, а так, чуть-чуть. Сейчас улице вернули историческое название, и она снова – Бабушкин взвоз.

По набережной Космонавтов я прошла от ротонды до памятника Юрию Гагарину. Пляжей на моем пути не было, видимо, берег здесь крутой. Сама набережная многоуровневая, спускается каскадами к Волге и мне напомнила парк Ливадийского дворца в Крыму – южные тополя, так похожие на кипарисы, много воды внизу, тепло и солнце. Хорошая набережная, но я, увы, люблю другую.

Вот так живет город – солнышком во дворе многоэтажки, закатным Чернышевским, уставшим Гагариным, домами с балкончиками, Ливадийской набережной, величественными Журавлями. И еще напоследок коротенькая история... В 1960 году с церкви Божьей Матери в центре города сняли колокола, а в 1965 году вернули их обратно... по распоряжению секретаря обкома.

Не прав ты, старик Фамусов. Саратов – точно не столица, но тем и хорош. Это большой, теплый и дружелюбный город с великой историей и множеством маленьких историй, которые есть только у него.

Терпеливому читателю бонус – фото еды, которую я анонсировала в самом начале. Это было незабываемо. А мне ехать дальше, в Тамбов.

4.08.2022