Найти в Дзене
Морская коллекция

Канонерские лодки. На службе Вечно Победоносной Армии

Оглавление

Три Сяна смыкаются
      С Чуского царства границей,

      И девять потоков
      Сливаются тут воедино.

      Здесь тесно реке -
      Она землю покинуть стремится,

      И гор не видать
      За ее водяною равниной.
Ван Вэй

Ничто не вечно под Луной. Кроме Поднебесной и ее императорского трона. Только две силы могли сокрушить династию Цин: нашествие северных варваров или масштабное крестьянское восстание. Захватившие в 1644 году Китай манчжуры практически сразу "почили на лаврах" и расслабились. Соперников у Поднебесной не было. Насчет северных варваров манчжуры не беспокоились-они сами были самыми северными варварами, способными покорить Китай. От крестьянских восстаний охраняла миллионная армия Восьми знамен и Зеленого знамени. Нападения же европейцев не затрагивали основу Цинской империи.

Крестьяне, задавленные эксплуатацией и произволом, восставали в Китае регулярно. До поры восстания удавалось быстро подавлять.

В конце 1850 года в провинции Гуанси восстали крестьяне, вдохновленные проповедями Хун Сюцюаня, с эклектикой идей христианства, вульгарного коммунизма и якобы древнекитайских верований. В короткие сроки государство Сюцюаня, получившее название Тайпин тянь го (Царство Небесное) заняло значительные районы южного Китая с населением до 30 миллионов. Столицей тайпинов стал захваченный ими Нанкин. Цинские армии оказались совершенно неспособны противостоять повстанцам, они разбегались практически без сопротивления. Тайпины, наоборот, смогли создать жесткую военную структуру, с дисциплиной и современным оружием, которым их снабжали западные коммерсанты.

-2

Тайпины захватили город
Тайпины захватили город
-4

Успешное наступление тайпинов на север было остановлено в Шанхае. Местные олигархи, которым тайпины совсем не нравились, объединились с местными европейцами, которым восставшие тоже "ломали бизнес". В 1860 году они пригласили Фредерика Таунсенда Уорда, талантливого американского военного авантюриста, который нанял пару сотен европейских наемников из сброда, которым кишат все приморские города, вооружил и организовал эффективный отряд, которому удалось отбить попытку тайпинов захватить Шанхай в 1862 году, а затем, набрав новых наемников и обучив несколько тысяч китайских солдат европейской тактике, начал отбивать у тайпинов захваченные ими города и крепости.

Китайцы  из ВПА
Китайцы из ВПА

Численность его отряда, получившего от императорской власти цветастое восточное название "Вечно Победоносная армия" доходила до 5000 человек, но основное ее влияние на борьбу с тайпинами было в примере для армий региональных олигархов, организованных по ее образцу. Именно эти армии, Хунаньская армией Цзян Гофаня, Хуайская армия Ли Хунчжана, войска Цзо Цзунтана и покончили с восстанием.

После того как Уорд был смертельно ранен в битве при Цыси под Нинбо 21 сентября 1862 года, его сменил другой международный авантюрист, Чарльз Джордж Гордон.

Успехи Вечно Победоносной армии во многом были связаны с умелым использованием речного флота для перемещения по китайским рекам, маневра силами, высадки десантов и огневой поддержки войск.

С помощью шанхайских банкиров Уорд купил и зафрахтовал флотилию примерно из двенадцати вооруженных колесных пароходов, кроме того он использовал и 30-50 традиционных джонок. На пароходах и джонках устанавливались 9- или 12-фунтовые носовые орудия. Самым крупным кораблем флотилии был пароход "Хайсон" длиной 90 футов, вооруженный 32 фунтовой пушкой и 12 фунтовой гаубицей.

При Гордоне флотилия сократилась до двух пароходов, потом увеличилась до шести.

В небольшом обзоре присутствуют четыре корабля из тех, что входили в состав флота Вечно Победоносной армии (далее ВПА). По сути это вооруженные пароходы, речные канонерские лодки, использовавшиеся также как транспорты. Про сами корабли известно очень мало, но зато у некоторых из них такая лихая судьба, которая не снилась автором приключенческой литературы.

Добавьте описание
Добавьте описание

«Файрфлай»«Firefly»飛而復來;飛來福; Fēiérfùlái;Fei Erh Fu Lai ;Fei Lai Fu ( во флоте тайпинов- "Ти-Пинг"). Спущен на воду 1854. Приобретен ВПА 1863. Захвачен тайпинами 15 ноября 1863, отбит 1864. Погиб 25 декабря 1864

Вооруженный пароход. Водоизмещение 502 длинных тонны (510 тонн)

Пароход «Файрфлай» (Светлячок) был приобретен в 1863 году Ли Хунчжаном для Вечно Победоносной армии. В китайской транскрипции название кстати похожее- «летающий, пришедший благословение».

Вооруженным пароходом командовал европеец, капитан Лудлам. Вместе с ВПА пароход участвовал в повторном взятии городов Кахпу ( Чжапу ) 27 июля 1863 года и Воконга ( Уцзяна ) 28 июля 1863 года. А потом пароход вляпался в историю.

Тайпины, на стороне которых воевало тоже довольно много европейцев, предложили бывшему офицеру Королевского флота Августу Фредерику Линдли (он воевал на их стороне с 1860 года, даже возглавлял тайпинский флот, а его невеста Мари, дочь португальского консула в Макао, стала снайпером у тайпинов, где и погибла в бою) 20 тысяч фунтов стерлингов за пароход. В полночь 15 ноября 1863 года, во время стоянки в Шанхае, Линдли во главе отряда из около 30 европейцев с помощью одного из китайских слуг Лудлама забрался на борт «Файрфлай». Корабль был загружен боеприпасами и вез кроме своего вооружения еще и 24-фунтовую пушку для парохода «Цатли».

На борту было пять членов экипажа, один (интендант) сумел сбежать, прыгнул за борт и сообщил Лудламу о нападении. Остальные четыре европейца из экипажа-Долли, Мартин, Перри и Истон, оказались в плену у захватчиков.

Линдли пообещал вернуть их как военнопленных Лудламу, но позже их сожженные и изуродованные тела были найдены со следами пыток. Позже Линдли отрицал прямую причастность к их гибели, а премьер-министр Великобритании лорд Пальмерстон заявил о жестокости тайпинов, которые пленных британцев «зажарили до смерти».

Пароход Линдли подарил полководцу тайпинов Ли Сючэну. Самого Линдли назначили командиром парохода, переименованного в "Ти-Пинг". Он принял участие в захвате города Бэньню в Чанчжоу. В битве при Джофулзо в июне 1863 года он командовал тайпинским флотом, одержал несколько побед над цинскими кораблями и многие из них потопил, но был ранен.

Линдли дослужился у тайпинов до полковника, но после гибели невесты в том же сражении, вернулся на родину. Скончался в Великобритании в 33 года.

В 1864 году цинские войска отбили пароход у тайпинов и он погиб в другом сражении в Чанчжоу 25 декабря 1864 года.

Военно-морское сражение Тайпин-Цин на реке Янцзы близ Нанкина
Военно-морское сражение Тайпин-Цин на реке Янцзы близ Нанкина

Генри Андрес Берджевин  (1836–1865)
Генри Андрес Берджевин (1836–1865)

«Каджоу», Киао-Чиао Kajow ( 高桥; 高橋; Gāoqiáo ; Kao Ch'iao). Затонул 12 октября 1863 г. Позже снят с мели, дальнейшая судьба неизвестна.

Вооруженный пароход. Вооружение 1 × 12-фунтовая гаубица

Небольшой пароход «Каджоу» служил у местного китайского губернатора, но им часто пользовался для поездок между Сунцзяном и Шанхаем дипломат из Шотландии Холлидей Макартни. Командовал пароходом американец К. Ф. Джонс. Сей американец с некоторых пор возненавидел своего китайского работодателя, который «удержал причитающуюся [ему] зарплату почти за год работы». Джонс начал искать возможность получить компенсацию. Знакомый ему американец Генри Андрес Берджевайн, назначенный цинским командованием после Уорда командовать ВПА, но потом перебежавший к тайпинам, предложил сдать пароход повстанцам.

Когда в августе 1863 года Макартни в очередной раз на «Каджоу» прибыл в Суньцзян, утром 2 августа около 40 китайцев и европейцев во главе с Берджевином и Джонсом захватили пароход вместе с «ценным грузом оружия и боеприпасов». Добычу увели в Сучжоу, а затем в Нанкин, где пришлось ремонтировать машину. 1 октября пароход принял участие в неудачной попытке захватить город Патачау.

Затем началась вновь народная дипломатия. Берджевин и Джонс обратились к новому командиру ВПА Чарльзу Джорджу Гордону с предложением сдать пароход с экипажем, так как тайпины так и не платят им жалованье. Переговоры длились неделями.

Договориться не успели, так как Ли Сючэн 12 октября атаковал войска Гордона возле Сучжоу. Пришлось Джонсу вести пароход в бой. В 10 часов утра «Каджоу» был потоплен в Таджуке (округ Уси)«удачным выстрелом», который зажег артпогреб корабля. Атака тайпинов была отражена. Берджевин и Джонс сдались Гордону, пароход цинские власти позже подняли и восстановили. Дальнейшая его судьба неизвестна.

Генри Андрес Берджевин после репатриации в США снова вернулся в Китай, был арестован и по пути в Шанхай утонул вместе с десятком китайских полицейских. Судьба Джонса неизвестна.

-9

"Чун Хо"Chun Ho (鈞和, 鈞文; Jūnhé, Цзюньхэ) с 1882, до 1.09.1856-"Пу Лу" ( 普魯; pǔlǔ) , затем 1856–1882 "Тие Пи"Tieh Pi ( 鐵皮; Tiěpí).

Водоизмещение 354 длинных тонны(360 тонн), длина 45,11 м, ширина 7,46 м. 1 паровая машина 80 л.с. (с 1882 для "Чун Хо")
Длина 39.62 м, ширина 4.87 м, осадка 1,82 м (1856–1882, для Tieh Pi)

Пароход "Пу Лу" 1 сентября 1856 года был приобретен на средства судоходных компаний Шанхая в связи с угрозой нападения тайпинов. Его передали Шанхайскому бюро по борьбе с пиратством, где его переименовали в " Тие Пи" ( буквально "Железная кожа") и использовался в качестве вооруженного патрульного судна.

После создания Уордом ВПА пароход передали ему, а после подавления восстания он был передан во флот губернатора Ли Хунчжана, где занимался патрулированием.

В 1882 году корабль был переоборудован на верфи Цзяннань, получил практически новый корпус и переименован в "Чун Хо". В 1895 году в Кантонском флоте несла службу канонерка неясного происхождения Chen To в 350 тонн с 1-150 мм и 6 малокал. орудиями. Больше ничего похожего.

После Синьхайской революции 1911 года канонерская лодка "Чун Хо" оставалась в строю. Она была приписана к 1-му флоту военачальника клики Чжили Сунь Чуанфана. В марте 1927 года она была захвачена Национально-революционной армией во время Северного похода.

В 1930-х годах ее перевели в военно-морскую академию Тяньлэй (Lightning School), дальнейшая судьба неизвестна.

тайпины
тайпины
-11

"Хайсон" Hyson ( 海ǎ生; HǎIshēng; Haisheng), позже "Чинг По"(靜波; Jìngbō). Приобретен 1865. Продан в 1877 году

Длина 21,33 м. Ширина 7,31 м. Осадка 1,52 м. По другим данным 27,43 * 7,32 * 0,91 м. Экипаж 38 человек.
Вооружение- 1 х 32-фунтовая пушка, 1 х 12-фунтовая гаубица

Первоначально им командовал американец Дэвидсон, а позже Чарльз Джордж Гордон. В 1863 году, с десантом около 350 человек и несколькими пушками полевой артиллерии на борту, пароход принял участие в повторном взятии города Кинсана.

Пишут, что "Хайсон" имел также колеса и мог передвигаться по суше как амфибия.

В апреле-мае 1865 года по распоряжению Ли Хунчжана шанхайский даотай ( интендант) Дин Ричанг приобрел колесный пароход. В июле- августе 1865 года он была передана Шанхайскому бюро по борьбе с пиратством и выполнял патрульные обязанности вблизи Шанхая.

В итоге "Хайсон" был передан цинской таможне и переименован в "Чинг По" (буквально"Тихие волны"). Он был продан в 1877 году.

Взятие Нанкина 1864
Взятие Нанкина 1864

Кроме данных кораблей упоминаются также "Ко Фу"( построен в 1856 г, куплен в 1863. Водоизмещение - 430 тонн) и "Крикет" (куплен в 1863).

Три построенных в США из пяти оплаченных китайцами пароходов так и не дошли до Китая (см. Афера Гамалиэля Уорда).

систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:

Флоты мира 1860-1945. Справочник.

Флот 21-го века.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам