В этом году исполняется 1000 лет поединку тмутараканского князя Мстислава Владимировича Храброго и касожского князя Редеди. После этого касоги попали в вассальную зависимость от Тмутараканского княжества.
Задолго до Тмутараканского княжества существовало Зихское объединение племен.
В Европе их называли Зикус. Они упоминаются советником испанского халифа Хасдаем ибн-Шапрутом:
- «все аланы до границы Аф-кана [Абхаза], все живущие в стране Каса»
Русские как и арабы называли зихов Касогами. Позже они стали называться Черкесами.
Со времен Хазарского каганата касогов пытались подчинить хазары. Для этого они основали крепость около современного аула Хумара. Там они держали гарнизон из булгар и алан, пытавшихся покорить окрестные племена. Касоги сопротивлялись, но победить не могли. Причину этого раскрыл арабский энциклопедист:
- «Причина их слабости по сравнению с аланами в том, что они не допускают назначить над собой царя, который объединял бы их вместе. В таком случае ни аланы, ни какой-либо другой народ не мог бы выжить»
В конце-концов касоги с хазарами образовали симбиоз. Они стали проводниками и охранниками купеческих караванов, которые шли через их страну из Хазарии.
В стране касогов активно проповедовали христианские священники. Существовала Зихская архиепископия в Матарху.
У касогов была своя знать. По аль-Масуди, касогская знать одевалась «в белое, в румскую парчу, в ярко-алую ткань (сиклатун) и в различные парчовые ткани, затканные золотом». Причем ткань для этой одежды производили сами касоги и продавали в страны ислама по 10 динаров за один отрез. Касоги напрямую торговали с Трапезундом, принимая и посылая туда транспортные суда.
Поэтому, на момент контакта касогов с Киевским государством они были на высоком социальном и материальном уровне.
Этот контакт произошел в 1022 году. Тогда тмутаракнский князь Мстислав вторгся в земли касогов. Чтобы обе стороны не понесли ненужных потерь был определен поединок между князем касогов Редедей и Мстиславом. Причем это была не схватка с оружием, а борцовский поединок. Когда он повалил Редедю на землю то зарезал его ножом. Это не оговаривалось условиями поединка.
Как бы там не было, но касоги приняли вассалитет Тмутараканского княжества. Сейчас по этому поводу в Керчи стоит памятник Мстиславу.
- Мстислав не только не истребил семейство Редеди, но и на свой манер очень хорошо обеспечил его будущее: крестил его сына православным обрядом и выдал за него замуж свою дочь. К Роману, сыну Редеди, восходит значительное число русских аристократических фамилий, в их числе Лопухины, Ушаковы, Телегины, Глебовы и др. В первые годы правления Ивана Калиты (около 1322–1325 гг.) была сделана запись, согласно которой боярин Сорокоум был внуком Сеундюка-царевича (в крещении Ивана), являвшегося внуком Редеди и выехавшего на службу в Москву с братом Касаем-царевичем (Андреем) - статья Нурбия Аслановича Почешхова и Самира Хамидовича Хотко ТМУТОРОКАНСКОЕ КНЯЖЕСТВО И СТРАНА КАСОГОВ: ПЕРВЫЙ ОПЫТ ДРЕВНЕРУССКОЙ КОЛОНИЗАЦИИ КАВКАЗА
Тем самым российское боярство признало потомков Редеди как своих. Это говорит о его высоком статусе.
В битве при Листвене Мстислава Храброго против киевского князя Ярослава участвовала касожская дружина. Позже она была поселена в черниговских владениях князя.
Скорее всего именно эти касоги образовали часть конфедерации "черных клобуков". Другую часть составляли печенеги.
Жили касоги и в других странах. Так в Дамаске XII века существовала касожская церковь. У грузин были наемные воины-касоги.
Касогские слова встречаются в русских источниках. Как например в Поучении Владимира Мономаха: «Куда же пойдете, иде же станете, напоите, накормите унеина и более же чтите гость». Слово унеин, как предполагал российский историк Н.М. Карамзин имеет адыгское происхождение. Он обозначает домохозяина: унэ – «дом», ин – «большой», при возможной конъюнктуре -ий – суффикс, обозначающий принадлежность. То есть, это «тот, кому принадлежит дом, поместье», «хозяин».
У касогов была своя особенная религия, которая проникла и в русскую религиозную среду. Так в московском документе XVI века об официальном отречении от ереси пишется:
- «Отрицаюся и проклинаю черкасскую веру кабардинскую, и учителя их Ореду, и единомысленников и сообщников его окаянных, и все учение их проклятое, и нрав и обычай их еретической проклинаю» - Чумичева О.В. Парадоксы «черкасской веры»: между исламом, христианством и языческими традициями // Одиссей. Человек в истории 2015–2016: Ритуалы и религиозные практики иноверцев во взаимных представлениях. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2017. С. 170–186.
Связи Киевской Руси и Зихии (Касогии) завершились в конце XI в., когда половцы вытеснили русских из Тмуторокани. Но Тмутороканское княжество остаётся в истории первой попыткой русской колонизации Северного Кавказа.
Статьи канала "История и культура Евразии" за август 2022 года
Список художественных рассказов канала "История и культура Евразии" за 2020-2022 годы