Предполагается, что творчество видных архитекторов обслуживает запросы людей обеспеченных. При описании памятников культуры рядом с именем автора всегда стоит имя того, кто шедевр заказал и оплатил. А на самом деле, как солнце светит для богатых и бедных одинаково, так и талант зодчего служит всем.
Лучший тому пример – работы Дмитрия Вернера, выполненные им, так сказать, «на посту» городского архитектора и предназначенные вовсе не для представителей местной элиты, а наоборот, для небогатых «широких народных масс».
О чем речь? Во 80-х годах 19-го века за пределами тогдашней Самары между железнодорожной веткой и рекой Самарой возник поселок. Возник стихийно, то есть путем самозахвата территорий. Селился там народ пришлый – мелкие торговцы, босяки, железнодорожные и сезонные рабочие, стекавшиеся в Самару на заработки. Поскольку «населенный пункт» официально как бы не существовал, в нем не было ни дорог, ни улиц, ни других признаков цивилизации. Зато название появилось сразу – поскольку самовольный поселок находился за Панским переездом (нынешняя Ленинградская), то стал, без лишних затей, Запанским.
Первый вклад в обустройство Запанского внес купец В.М Сурошников, официально купивший в поселке земельный участок и в 1908-м году построивший на нем церковь Архангела Михаила. А к 1910-му году городские власти, стоя, так сказать, перед фактом существования поселка, приняли решение открыть в нем учебное заведение - начальное народное училище. В Самаре к этому времени народных училищ было 16, и принимались в них дети всех сословий и без различий вероисповедания с восьми лет. Роль народных училищ переоценить трудно - давая право на дальнейшее образование, часто становились "трамплином" для выходцев из самых "низов".
Средства на строительство здания для 17-го смешанного народного училища частично выделило Министерство народного просвещения, частично добавил город, проект разработал городской архитектор Вернер, и к 1913-му году первое учебное заведение Запанского начало работу. Здание, выполненное рукой мастера в стиле позднего (рационального) модерна, практически лишено декора, что нисколько не мешает быть совершенным и безупречным!
Главный фасад двухэтажного кирпичного здания с цокольным этажом имеет асимметричную трехчастную композицию. Цоколь Вернер, как всегда, облицевал рустованными блоками, а композиционные части разделил между собой ризалитом с аттиковой стенкой, создающей вертикальную доминанту. В уровне первого этажа – тамбур парадного входа с запоминающейся деталью – массивным фронтоном сложной формы, фризом и парапетными столбиками, а высокие прямоугольные оконные проемы расположены в нишах, что дополнительно обогащает пластику фасадов.
И это не единственная работа зодчего «на ниве просвещения»!
Другая «произведение» – женское городское приходское 2-х классное училище было построено примерно в те же годы на Чапаевской,227. Так же лаконично, добротно и красиво, как и все, спроектированное Дмитрием Вернером. Позднейшая пристройка четвертого этажа первоначальный замысел, конечно, искажает – без нее явно было лучше.
И это тоже еще не все! Вернер спроектировал учреждение, очень популярное у тогдашних небогатых горожан – «осуществляющее кредитование граждан под залог принадлежащих им вещей» - то есть городской ломбард.
Построено было ростовщическое, но жизненно необходимое заведение на Ильинской (Арцыбушевской, 143 ) к 1914-му году. Само строительство возглавлял уже знакомый нам Георгий Мошков.
Ломбард функционировал до 1918-г года, в 1918-1923-м был закрыт, но с приходом НЭПа воскрес, к большой радости жителей Самары. Проработал, кстати, в исходном качестве до 2020-го года, а потом решил стать офисным центром
Сейчас это тоже точка притяжения для горожан, поскольку здесь давно и успешно работает популярное кафе "У Габора", открытое известным в Самаре поваром Габором Ленером
Что же касается зданий бывших народных училищ, то они так и продолжают служить делу образования. При этом были признаны объектами культурного наследия и вообще свой статус сильно повысили.
В здании – «флагмане образования» поселка Запанского долгое время находился Самарский институт Российского государственного торгово-экономического университета, а не так давно обосновался Волжский государственный университет водного транспорта
На Чапаевской – Морфологический корпус Медуниверситета, хранящий в своих стенах анатомический музей, экспозиция которого собиралась больше сотни лет. В экспозиции почти полторы тысячи экспонатов – скелеты и отдельные кости многих млекопитающих (включая человека) и даже древних ископаемых, мумии и различные органы. Очень интересно! Музей общедоступный, аспиранты и преподаватели проводят лекции и экскурсии .
Посетителей на входе встречает латинское изречение: «Вот место, где смерть радуется, помогая жизни».
использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете