Эта фотография сделана в 1916 году в городе Пудож, в Карелии. Кажется, что снята тут крестьянка со своими тремя детьми. Но все не так просто, от того и интересно.
На самом деле это жена священника, Зинаида Васильевна Глазачева. Сфотографировал ее муж, Платон Иванович Глазачев. Но рядом с ней не ее дети: женщина сидит с детьми брата и девушкой-прислугой.
Вот тут момент, который меня удивил:
Люди выглядят довольно бедно, но при этом даже у них имеется прислуга.
Да, тут есть нюанс: люди только что вернулись из леса. Понятно это по тому, что на обороте фотокарточки сделана надпись черными чернилами: «Снимались 10 Августа 1916 года. Придя изъ лѣсу, куда ходили за рыжиками». Поэтому женщина и младшая девочка в обуты в лапти, а мальчик — в лапти с онучами.
Служанка, вероятно, была дома и, возможно, растапливала печь. Поэтому она позирует с топором и поленом. И босиком.
Почему я думаю, что люди небогатые? По всему антуражу. У женщины даже платье с прорехой: понятно, в лес не наденешь что-то нарядное, но хотя бы заштопать одежду можно. А подобная неаккуратность не вяжется с достатком. Ну и лапти, конечно.
Читатели сейчас наверняка подумают: "Постойте, а что такого в лаптях? Они могут быть удобны для леса".
Может удобны, а может и не очень. Если смотреть другие фотографии, начала ХХ века, то даже в лес многие люди ходили в сапогах. Если эти сапоги у них были. И речь во всех случаях идет именно о северном лесе, и о простых жителях севера.
Или вот, тоже семья священника (другого). Все — в накомарниках, тоже явно не на праздник собираются. Одежда также старая, потрепанная. А обуты, даже маленькие дети, в сапоги. И сразу нет ощущения, что они бедны. Просто оделись в то, что не жалко.
Хотя, фотоаппарат у четы Глазачевых был, раз они сделали фотографию, вернувшись из леса. Значит, люди не так уж сильно нуждались. Но и в золоте не купались. И все-таки, выходит, что даже у небогатых жителей города Пудож имелась служанка. По-видимому, девочка из еще более бедной семьи.
Вот, к слову, первым признаком так называемого эксплуататора всегда было наличие слуг. А тут. Служанка есть, а ведь объективно не скажешь, что хозяева — богачи.
Что же касается семьи священника... Известны и другие события их жизни.
Они из Петрозаводска. Муж — выпускник Петрозаводской духовной семинарии. В августе 1909 года они обвенчались и, по-видимому, переехали в Пудож. Долгое время у них не было детей. Своя дочь появится в семье Глазачевых только в 1920 году. На тот момент матери будет ровно сорок лет.
Женщина была на 6 лет старше мужа. В момент съемки фотографии ей было 36 лет; ему же — 30.
Их дочка, Лия Платоновна Глазачева, впоследствии станет заслуженным учителем школы КАССР. Она и передаст эту фотографию в музей в 2003 году.
А у священника судьба печальна. Платона Ивановича Глазачева арестовали в августе 1937 года и осудили по 58-й статье. Его обвинили в контрреволюционной деятельности церковников. Утром 5 октября группу арестованных отвели в лес под Пудожем, где и расстреляли. Реабилитирован он был прокурором Карелии в 1989 году. Прожил он всего 51 год.
Известно, что Отец Платон увлекался фотографией, агрономией, играл на фисгармонии, скрипке и трубе, прекрасно пел. В православных храмах Пудожа он прослужил 27 лет, был благочинным округа, руководил хором, преподавал в приходской школе. Пастырем он был добрым, смиренным, утешал словом, помогал советом и материально.
Источник фотографии и информации о ней: Музей «Кижи»
Если статья понравилась, не забудьте поставить лайк. Нам важна ваша реакция.