1 декабря 1934 года в Смольном дворце выстрелом в затылок был убит руководитель ленинградской партийной организации большевиков Сергей Миронович Киров. Видный деятель революции и первых годов строительства СССР, который отметился участием в гражданской войне и восстановлением нефтяной промышленности. Лично товарищ Сталин, отмечая таланты и работоспособность великого гражданина, как впоследствии называли фильм о Кирове, помогал ему при нападках разных партийных функционеров.
Убийца – Леонид Николаев, малозаметная фигура, ранее работал в ленинградском институте, на момент совершения преступления – безработный. В ходе следствия выяснилось, что Николаев имел определённые психические отклонения и сомнительную партийную репутацию.
Уже спустя 90 лет после громкого события версий касательно мотивов исполнения и заинтересованных в этом лиц набралось множество. Обычно они зависят от степени профессионализма и ангажированности историков и публицистов, которые выдвигают эти самые теории.
Деятели либерального толка любят намекать на то, что убийство совершено чуть ли не с подачи самого Сталина. Они объясняют это тем, что после гибели Кирова начались мощные внутренние чистки в рядах советской номенклатуры, так как следствие в ходе расследования вышло на так называемую ленинградскую группу оппозиции. Борьба с внутренней контрреволюцией действительно была, и во многом она началась после описываемых событий. Но зачем было жертвовать хорошим работником, да ещё и другом Сталина?
Ведь в головах либералов СССР 1930-х годов представляется единоличной диктатурой усатого вождя. Зачем подставлять своих потенциальных врагов, жертвовать другом, делать вид, что группа контрреволюции существует, если ты можешь просто щёлкнуть пальцами и повязать несогласных? Нет, эта либеральная версия не выдерживает простейшей критики.
Другую версию берут из воспоминаний разведчика Судоплатова. Особым его апологетом является историк Юрий Жуков. Согласно ей, убийство Кирова является актом личной мести Николаева за то, что тот имел любовные связи с его женой. А политические мотивы были вложены в дело следствием, дабы эта история не запятнала репутацию друзей Кирова, в частности Сталина. Вот что об этом пишет Жуков:
«Поскольку эта в общем-то некрасивая история скорее свидетельствовала о слабости ближайшего окружения Сталина — “центристской группы”, он мог опасаться, что его политические противники используют ее для атаки на его “новый курс”. Он поспешил перехватить инициативу и сам стал разыгрывать политическую карту. Во всяком случае, сразу после отъезда Сталина из Ленинграда, куда он приезжал на похороны, следствие полностью отказалось от бытовой версии и стало превращать убийство в широкий заговор с целью захвата власти».
И ведь не смущали почему-то Сталина явные антипартийные выходки Демьяна Бедного, о чём мы писали в отдельной статье. Да и по материалам следствия видно, что уже в первых протоколах допроса нет и намёка на некую связь Кирова и жены Леонида Николаева. Более того, эта информация не всплывает вообще нигде, ни одного документального подтверждения.
Для полного прояснения вопроса следует обратиться к материалам расследования, которые были опубликованы отдельным томом в 2017 году под названием «Эхо выстрела в Смольном».
Из них выясняется, что Леонид Николаев был достаточно самовлюблённым и психически неуравновешенным человеком. Это отмечают и врачи при его осмотре уже после преступления, говоря о том, что замечали за ним «театральность поведения». Директор института, в котором работал Николаев, рассказывает, как тот был уволен:
«В апреле месяце сего года он был моим распоряжением уволен за отказ от поездки на работу в Политотдел Транспорта в порядке партийной мобилизации. Произошло это следующим образом: в апреле м-це с.г. Смольнинский РК ВКП(б) потребовал от нашей организации выделение нескольких кандидатов для посылки на транспорт. Секретарь Коллектива т. БУРТ в числе других выделил и НИКОЛАЕВА, но он категорически отказался не только работать на транспорте, но и идти в Райком для переговоров по этому вопросу. Основной мотивировкой его отказа было нежелание работать на транспорте, а затем стал объяснять семейным положением».
Сам Николаев врал впоследствии следователю, что и в политотдел он ходил, и вообще его хотели практически сослать подальше от института, потому как он частенько на собраниях критиковал руководство. Однако в ходе опроса всех работников института и поднятия протоколов заседаний – ни одного факта критики со стороны Николаева обнаружено не было. Так же там отмечается нестабильность Николаева, когда почти на каждый вопрос комиссии он закатывал самую настоящую истерику.
Оружие, из которого был совершён выстрел в Смольном, Николаев получил от своего брата. Тот личность тоже сомнительная. Дезертировал из Красной Армии в период гражданской войны, оружие имел незаконно. В итоге мы имеем психически нестабильного человека, озлобленного на партию. Это идеальное оружие для совершения подобных политических заказов.
Такая практика для устранения нужных целей – не нова. Тот же Ли Харви Освальд, который в 1963 году отправил президента США Кеннеди на тот свет – подобный случай. К таким людям легко найти подход, что-нибудь пообещать, поманипулировать и дать необходимые инструкции. Так и здесь, из протоколов допроса самого Николаева видно, что кто-то с ним работал, но он упорно старается взять всю вину на себя.
Например, среди прочих записей в его дневнике, которые больше походят на записки из сумасшедшего дома, отдельно выделен адрес германского консульства. Следователь обратил внимание на этот факт:
«ВОПРОС: В Вашей записной книжке имеется вписанный Вашей рукой адрес и телефон германского консульства в Ленинграде. Кто Вам дал этот адрес и телефон.
ОТВЕТ: Адрес и телефон германского консульства в Ленинграде я выписал из телефонной книжки за 1933 г.
ВОПРОС: С какой целью.
ОТВЕТ: Эту запись я сделал умышленно на тот случай, чтобы впоследствии показать партии, что у меня были якобы переживания и чтобы пойти по более легкому пути разоблачения и сигнализации. Я носился с мыслью как-нибудь навлечь на себя подозрение о моей связи с иностранцами и чтобы в силу этого меня арестовали, и тогда я имел бы возможность разоблачить все безобразия, о которых я знал.
ВОПРОС: С кем из иностранцев Вы имели какую-либо связь и беседовали о подготовлявшемся Вами покушении.
ОТВЕТ: Никогда ни с кем из иностранцев я связи не имел и не говорил. Уж если бы я передал мой план иностранцам, тогда было бы плохо, товарищи. Весь план разработал лично я сам и сам его выполнил до конца».
Однако же в личных записях Николаев упоминает, что кто-то предлагал выкупить у него некие документы и перевести его автобиографию на несколько языков. На следствии он опять же открестился, говоря о том, что специально оставил эти записи, дабы следствие решило, что он с кем-то работал.
В деле есть и другие факторы, которые указывают на присутствие некоего координатора действий Николаева. Например, он точно знал, когда Киров прибудет с празднования годовщины Октябрьской революции из Москвы в Ленинград и поджидал его на перроне. Всё это позволяет сделать утверждение – им кто-то воспользовался. Кто-то, кто хотел дестабилизации внутренней ситуации в СССР. Так же интересной деталью является то, что после объявления о происшедшем рано утром 2 декабря консул Германии Рудольф Зоммер внезапно, без обычной процедуры уведомления уполномоченного Наркомата иностранных дел, выехал в Финляндию. Также, согласно рассказу конвоира, услышав приговор, Николаев крикнул:
«Обманули!».
Кто обманул? Не та ли группа внутренней контрреволюции, которая обещала психически нестабильному человеку, что всё обойдётся, и он получит лавры героя? Не та ли группа, которая курировалась из Германии? Это уже середина 1930-х годов, гитлеровские агентурные сети проникали по всему миру. Они объединились с местной оппозицией, которая в достатке была в СССР, и парализовали работу важных органов, не давая подготовится к войне. Впоследствии в своих дневниках американский посол Дэвис Джозеф, который присутствовал в СССР при судах над внутренней оппозицией, отметит, что именно своевременная борьба с внутренними агентами Германии в рядах советской элиты позволила Сталину выиграть войну.
Либеральные же деятели и дальше будут представлять Сталина безумным тираном и петь оды его противникам. В 1991 году был снят фильм «Миф о Леониде», который пытается выставить эту историю, как «бунт маленького человека». Опускаются факты, документы, многие из которых были уже опубликованы. Просто чёрно-белая картинка, прекрасный Николаев и ужасный Киров. Нам с вами нужно стараться, чтобы такие пасквили так и оставались мифом и не воспринимались всерьёз. Только так мы сможем отстоять правду для построения прекрасного светлого будущего.
Подписывайтесь на наш журнал, ставьте лайки, комментируйте, читайте другие наши материалы.
#фотон #общество #политика #история #киров #ссср