Актуальность данного исследования заключается в том, что анализ действующего законодательства, научной литературы[1] и эмпирических данных со всей очевидностью показал необходимость концептуального обновления теории нормативных актов.
Цель проведенного социологического исследования: выявить отражение в правовом сознании государственных служащих понятия системы нормативных актов и перспектив ее развития. Такой подход позволяет исследовать восприятие в правовом сознании респондентов правовых понятий, которые юридической наукой позиционируются едва ли не как абсолютная истина.
Опрос проводился среди государственных служащих различных органов законодательной, исполнительной, судебной ветвей федеральной государственной власти и 10 субъектов Федерации, а также служащих правоохранительных органов и военнослужащих.
Выборка исследования достаточно репрезентативна по полу, возрасту, стажу государственной службы и другим показателям:
- 56,7% опрошенных составляют респонденты-мужчины,
-43,3% – респонденты-женщины.
Отношение государственных служащих к нормативным правовым актам в целом и к отдельным их разновидностям исследовано по нескольким актуальным направлениям: дефиниции, кодификация служебного права, соотношение законов и подзаконных актов, рамочных и непосредственно регулятивных актов.
Правотворческая и правоприменительная практика испытывает существенные затруднения в связи с неопределенностью основных юридических терминов. Нет определенности в таких ключевых дефинициях как нормативный правовой акт, закон, подзаконный акт, кодифицированный акт и ряд других. Понятие нормативного правового акта в законодательстве не закреплено. Признаки нормативного акта фрагментарно рассеяны по юридическим текстам, но наибольших результатов добилась только судебная практика.
Государственные служащие с возрастом начинают более точно трактовать термин «законодательство». Однако соотношение понимания термина в зависимости от стажа работы является обратным: чем больше стаж работы на государственной службе, тем более респонденты склонны понимать законодательство как систему всех нормативных правовых актов (см. рис. 3). Таким образом, можно предположить, что работа на государственной службе деформирует правовое сознание, во всяком случае, продолжительная служба не способствует оттачиванию юридической терминологии.
Как выяснилось, не влияет на понимание респондентами термина «законодательство» то, в каком органе (законодательном, исполнительном, судебном и т.п.) работает государственный служащий.
Выявленная в эмпирическом исследовании недостаточная терминологическая определенность у лиц, работающих в государственном аппарате, требует сосредоточить усилия юридической общественности на нескольких направлениях: 1) усиление научных исследований; 2) унификация законодательных дефиниций; 3) правовое просвещение государственных служащих.
Такие образом, можно, суммируя высказанные мнения, сделать определенные выводы об уровне правового создания государственных служащих относительно системы нормативных правовых актов и о потребностях респондентов в данной сфере.
1. Государственные служащие слабо вооружены теорией форм права вообще и доктриной нормативных правовых актов в частности.
2. Вопросы о потребностях в нормативных правовых актах определенного типа (кодексы, рамочные законы, подзаконные акты) разрешаются ситуативно и бессистемно.
3. Выявлено глубокое противоречие между доктриной и мнением государственных служащих относительно кодекса.
4. Положение кодифицированных актов в системе законодательства достаточно разработано в теории права, также разработаны критерии и обоснованы потребности в кодификации. Однако лицами, участвующими в практике правотворчества данные теоретические постулаты либо неизвестны, либо представляются неубедительными. Настаивать на тезисе о необходимости ограничения принятия кодексов в современных условиях представляется излишним, так как сама практика в данном направлении складывается очень противоречиво.
5. Критерий соответствия между кодексом и отраслью права существенно деформирован и практически вытеснен такими примерами как Градостроительный кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, множеством кодексов субъектов Российской Федерации по разным предметам правового регулирования.
6. Утилитарный подход к кодификации с точки зрения удобства представляется заслуживающим внимания, так как законодательство предназначено для определенных пользователей, которым оно должно предоставляться в форме, соответствующей их представлениям о ней. Не стоит трактовать сказанное как оправдание любых потребностей потребителей. Кодификация в англо-американской правовой системе выполняет роль адекватную той, о которой высказались респонденты нашего исследования.
7. Необходима выработка более точных критериев для издания актов различной юридической силы: законы и подзаконные акты. Единообразие законодательства, устанавливающего соотношение законодательного и подзаконного регулирования является необходимой предпосылкой точного воспроизводства этой правовой конструкции в правовом сознании государственных служащих.
Проведенное исследование в комплексе позволяет констатировать в целом некорректное отношение государственных служащих к правовым феноменам.
Представляется, что большинство из них из предлагаемых вариантов ответов выбирали те, которые соответствуют декларативным нормам или их субъективным представлениям, пожеланиям и настроениям, а не тот вариант, который наиболее точно выражает существующее положение дел. Ответам респондентов в значительной степени свойственна некритичность, и даже вообще не оценка, а в большей мере фиксация юридической картины.
Выполненное исследование практически прямо воспроизвело неопределенность законодательства в правовом сознании респондентов, что требует существенного усиления работы законодателя именно в совершенствовании понятийного аппарата законодательства.
Требовать системности и однозначности норм-правил поведения при отсутствии этих свойств в понятийном аппарате и правовом сознании нет никаких оснований.
С ПОЛНОЙ ВЕРСИЕЙ СТАТЬИ ВЫ МОЖЕТЕ ОЗНАКОМИТЬСЯ НА СТРАНИЦЕ ЖУРНАЛА: https://vk.com/public215230611
#ЗАКОНЫ #КОДИФИКАЦИЯПРАВА #ГОССЛУЖБА #ПРАВОПРИМЕНЕНИЕ