Помню, как Марина Серебрякова - моя бывшая одноклассница и директор Ферапонтовского музея-заповедника в слабо освещённом храме вдруг усмехнулась (она со школьных лет была ироничной) и убийственно добавила к раздумьям о российском флаге: «А немецкий флаг — тоже красивый, броский, но почему наверху (как венец устремлений?) не наш белый, а чёрный цвет. Бедные немцы, подумала, сравнив...».
О толковании наших полос - позже.
А пока думаю - не зря их флаг так мрачно завершается. Да, вот эти чинные, упакованные, часто самодовольные немцы, действительно, бедные – в нашем с ней понимании: столько страшных войн развязали, сколько кровавых злодеяний совершили! Это ж надо добиться того, чтобы простые матери, (а не продажные журналисты с вечной российской угрозой) плачущих детишек успокаивали десятки лет: «Молчи, а то немец придёт». И сегодня они – под чёрной полосой своего флага, ещё глотнут по заслугам за своё чванство и пресмыкательство перед Штатами.
А что наш флаг означает, что символизирует, таит в своих складках? Ну, упомянут в СМИ, что история нашего флага началась больше трехсот лет назад, что самое первое бело-сине-красное полотно появилось в XVII веке при царе Алексее Михайловиче. На воду спустили первый большой парусный корабль — «Орел», а на нем, дескать, и был триколор. Кто это помнил-снимал – Первый канал Эрнста? Споры горячие шли тридцать лет: нужен ли нам флаг торгового флота, который утвердил Петр Великий, содрав сами цвета с любимого голландского образца? Кто-то предлагал вернуться к имперскому чёрно-желто-белому стягу - на русских маршах он непременно реял.
Но всем людям, понимающим ход истории, и тогда было ясно, а военные действия на Украине только подтвердили: наш флаг – красный, со времен «Слова о полку Игореве», где лисицы брешут на червлёные щиты. И до сих пор веками лают внешние и внутренние гиены и шакалы на червлёный флаг. А ведь он ещё и с рейхстага сиял, и с будущей твердыни украинского нацизма будет алеть.
В современную Россию триколор возвратился в 1991 году переворота. Настоящие революции обычно придумывают, творят новые святыни и символы. А контрреволюции впопыхах приспосабливают старое, поспешно переделывают тяп-ляп, как было с гимном России – так слова на великую музыку Ивана Глинки найти не смогли. Да и как напишешь? – идей-то было не густо: разграбить и зачеркнуть старое. В том числе и красное знамя.
Так вот, почти примирила меня с российским триколором, который для многих служит символом ельцинской России, а для фронтовиков вообще неприемлем как власовский флаг, моя одноклассница – Марина Сергеевна Серебрякова. Она жила в Замоскворечье, иногда я провожал ей домой по Малой Ордынке. Потом попала по причуде судьбы в Ферапонтово, влюбилась во фрески Дионисия, да так и осталась тут, оставив Москву, куда миллионы рвутся. Кстати, она вырастила двоих защитников Родины, старший сын Денис служил в спецназе, полтора года воевал в Чечне. Но я о другом…
Приехал к ней в морозном январе, через вологодское лесное кружево, и Марина привела меня в холодный и от этого более таинственный вечерний храм. А я тогда писал книгу «Святыни и символы России» И Марина, как почувствовав, подвела меня к арке внутри храма и показала фигурные дуги над ними, которые называются архивольтами. «Видишь, после зелёного архивольта, символизирующего первозданную, нерукотворную природу, идут ещё три главных архивольта, обозначающих земную жизнь и деяния, и порывы человека, и его уход. Красная символизирует земные плоды, радость жизни, вторая, голубая, — его небесные, духовные устремления, а третья, белая, символизирует вечность, вступление в Царство небесное. Белый цвет — и крестильной рубашки, и савана. Так вся наша православная символика говорит и гамма самого Дионисия. Мне это прямо на экскурсии открылось с московскими ребятами из одной гимназии. Я сама поразилась и убеждённо им об этом рассказала: почему — красный, синий, белый.
Кстати, нравится мне и другое, имперское толкование: белая полоса – это Белая Русь, синяя – Великороссия, а красная – Украина, Червонная Русь, как ни топчут её историю сами украинцы. Но надо рассказывать, чтобы дети думали! А не просто флаг поднимать...