Во время фотоохоты обычно используешь наработанные приемы фотохоты, ну и, конечно, необходимо проявлять терпение. Но иногда, несмотря на многие попытки и потраченное время, это не помогает получить задуманное изображение, и тогда нужно придумывать другие способы достижения своей цели. При этом фотоохотнику приходится проявлять изобретательность. Разумеется, всегда стараешься соблюсти непреложное правило – своими действиями не навреди животному.
Осенью. в тех районах Подмосковья, где обрабатываются поля. серые журавли порой бывают многочисленны. Уже в сентябре в этих местах их предотлетные сборища столь внушительны, весьма впечатляет. Однажды я насчитал – 1200 птиц на одном поле! При этом, как часто бывает, рядом проходит автотрасса с оживлённым движением. Величественные птицы спокойно кормятся на открытых просторах, не обращая внимания на проходящих по автодороге машин. Возможно, как раз это обстоятельство и обнадеживало меня, когда я все же решил попробовать сфотографировать серых журавлей. Поначалу мне казалось, что съёмка будет не сложной. К тому времени у меня уже имелся опыт серьёзных съёмок, например, на глухарином току, когда одному приходилось жить в палатке неделю. Я думал. что серые журавли наверное не такие осторожные, как глухари – но скоро выяснилось, что это была большое заблуждение. Несколько раз в течении 2х лет я пытался приехать до восхода на «журавлиное» поле и замаскироваться в копне соломы, но мне никогда не везло. Журавли словно чувствовали, что в копне сидит человек и ни разу не садились близко. Точнее – в день предполагаемых съёмок я их не видел на поле, где прятался даже вдалеке. Тогда я решил заняться серыми журавлями серьёзно.
Для того чтобы непосвященному человеку понять, что значит «заниматься серьёзно», достаточно знать, что все остальные дела приходится забросить. С самого утра приходится приезжать в поля и выяснять время и место прилета журавлиной стаи. Наблюдая в бинокль надо выяснить перемещения птиц в течении дня по полю и между полями. Нужно было обращать внимание на реакцию журавлей на сельхозтехнику и на случайных пеших людей, зашедших на поле (например, на пастуха который выгонял сюда коров). Отдельно меня интересовали пищевые пристрастия птиц с целью возможной прикормки. Большинство птиц передвигались и отдыхали на середине поля, но наиболее важные сведенья были о журавлях, которые находились возле зарослей трав. Ведь только там я имел возможность спрятать свое укрытие. Как долго они находятся возле зарослей, как относятся к не природным, но неподвижным объектам. Все эти сведения нужно было проанализировать, прежде чем принять решение о месте расположения своего укрытия.
Не буду больше занимать читателя рассказом о многих «провалах» и затем первом удачном опыте. В итоге удалось «найти ключик» к этой птице и снять те кадры, которые хотел. Для этого приходилось приезжать на поле затемно, ставить подальше машину, строить в намеченном с предыдущего дня месте палатку и сидеть в ней до вечера. У меня уже были портреты и сценки из жизни птиц, но я все продолжал находить новые темы. Однажды, в один из засушливых дней сентября, когда я сидел в хорошо замаскированном укрытии на краю поля, в мою сторону со всех сторон стали слетаться журавли. Был полдень и «не режимное время» для фотосъемок – казалось, что ничего интересного уже не произойдёт. Журавли десятками прилетали на край невспаханного поля и садились так, что мне было их не видно за узкой полосой не сжатой пшеницы.
Оказалось, что в жаркую погоду после кормежки (обычно это происходит около полудня) журавлям необходим водопой и все они ищут канавы и лужи, наполненные водой. Точнее ищут водопой только первые жаждущие, остальные прилетают туда же. После этого случая, мною неоднократно отмечались такие перемещения журавлей в солнечный и жаркий день. В тот день на полевой дороге рядом со мной в низине были две колеи от колес, которые оказались полны водой. и туда устремлялись все журавлиные стаи.
На следующий день погода была такая же, и я решил переместить скрадок, чтобы отснять журавлей на водопое. Но когда в 3 часа ночи я приехал на поле, то не узнал это место. Поле вспахали – лужи нет, только грязь.
Мысль о съёмках на журавлином водопое не давала мне покоя и в следующие годы. Но, как это было ни досадно, подходящих луж на краю дорог на краю полей не было, а журавли в жаркие дни спускались к каналам, которые заросли высокой травой и были не пригодны для съемок. Отчаявшись найти подходящее место водопоя, решил сделать его сам. Мне понадобился лишний час, чтобы кроме обязательной программы – установки укрытия. ещё вырыть на поле ямку, застелить её полиэтиленовой пленкой, спрятать пленку грунтом и наносить из канала порядка 50 литров воды. Последнее оказалось очень непростым делом, так как берега канала оказались крутыми, а в темноте можно было легко оступиться. Съёмочный день оказался пасмурным, но журавли, как это обычно и бывает, семьями ходили по полю и кормились.
Считаю, что мне повезло. Одна семья набрела на мой водопой и птицы, удачно повернулись боком к моему укрытию, испили из него воды. Это позволило получить серию снимков, о которых я мечтал. Сначала воду попробовали родители – взрослые журавли, затем их великовозрастные дети. В течении дня к этому водопою журавли больше не подошли ни разу.