Найти в Дзене
НУАР-NOIR

Наш мир – дурдом, а мы в нём… (кто?)

-2

Фильм «Отель „Миллион долларов“» (2000) мы вспомнили, так как в недавней публикации говорили о том, что немецкий режиссер Вим Вендерс был, пожалуй, одним из самых больших кино-поклонников творчества художника Эдварда Хоппера. Опять же в «Отеле» был использован мотив легендарных «Полуночников».

Фильм получился очень странный, притягательный, но весьма спонтанный. Последнее, видимо, было вызвано тем, что идею ленты придумал Боно из «Ю-ту» и «подарил» её Вендерсу. Мы полагаем, что музыканты должны музицировать, а сценарии создавать – киношники. В противном случае есть риск повторить пословицу про дитя с семью няньками.

Но всё-таки мы будет говорить о хорошем (о плохом охотно рассуждают многие и без нас). Фильм полон самых различных намеков, напоминая перенесенный в современность роман Достоевского «Идиот». Причем, подобная характеристика прочитана едва ли не дословно.

Есть в мегаполисе странный отель, который населяют чудаки откровенные фрики. По крайней мере, теперь становится понятно, откуда взялась идея девиантной высотки-общежития из триллера «Писака» (2014). В «Отеле» указанный объект выступает как метафора нашего безумного мира. И здесь случается преступление…

С крыши свалился один странный субъект. Можно было бы пожать плечами, мол, одним фриком меньше. Но есть проблема: сей персонаж по имени Иззи являлся наследником медиа-магната, а потому папаша-миллионер непременно хочет знать, кто убил его сына. Версия о самоубийстве его никак не устраивает.

И вот дальше начинается прямо-таки буйство аллюзий и реминисценций. В отеле появляется агент ФБР Скиннер (привет «Секретным материалам»). В итоге арестован как-бы-индеец по кличке Джеронимо (явная отсылка к «Теории заговора», где чуть ранее играл Мэл Гибсон).

Собственно агент ФБР тоже некогда был фриком, на что указывает его чудовищный шрам на спине. Но «он прогнулся под изменчивый мир», а потому носит хороший костюм и пользуется современными гаджетами (кто бы в 1999 году, когда снимался фильм, слышал про гарнитуры для сотовых?)

Кадр из фильма ««Отель „Миллион долларов“» (2000)
Кадр из фильма ««Отель „Миллион долларов“» (2000)

Безумие отеля подчеркивается темой искусства. Оказывается, покойный оставил после себя «смоляные картины», и никто не может понять, представляют ли они хоть какую-то ценность. И выясняется, что ценность в безумном мире - вещь весьма субъективная, на что указывает одна фраза: «Иногда грань между искусством и мусором очень тонкая, настолько тонкая, что её может не видеть сам художник»

Кадр из фильма ««Отель „Миллион долларов“» (2000)
Кадр из фильма ««Отель „Миллион долларов“» (2000)

В итоге выясняется, что криминальная составляющая фильма вовсе неважна, ибо лента о «воссоздании человека». Как сказал один из главных героев: «Жизнь у Иззи была де..мовой, но смерть была классная, так как она возродила всех нас к жизни».

Кадр из фильма ««Отель „Миллион долларов“» (2000)
Кадр из фильма ««Отель „Миллион долларов“» (2000)

Если как-то характеризовать этот фильм, то невольно вспомнилось стихотворение из одного из ранних постмодернистских сборников «Конец века». Оно называлось «Этажи». Описывалось, что происходит на каждом из уровней некого дома: «Шурует вор», «подгорел пирог» и т.д. И вдруг неожиданный финал: «Всё. Долетел. Асфальт». Таков удел далеко не одного обитателя «Миллиона долларов». Фильм придется по вкусу тем, кто любит странное, но взвешенное кино, в коем нет ничего случайного.