- Здравствуйте, батюшка. Почему вскоре после покаяния возвращаются к нам прежние грехи?
- Здравствуйте. Грех живёт в человеке как навык и в православной аскетике называется словом «страсть». Это навык ко греху, который сильнее воли человека. И иногда человек, чтобы победить эту страсть, вынужден с ней бороться годами и даже десятилетиями.
Интересно, что великие святые подвижники видели в себе все страсти. Конечно они не грешили тяжкими грехами, но начало движения к ним они всегда в себе замечали. И Господь в нагорной проповеди говорит, что не только убивающий подлежит суду, но и гневающийся на брата. Потому что грех убийства начинается с внутреннего движения души. И если человек с этим движением, с этим гневом не будет бороться, то это закончится убийством. Эта неприязнь перерастёт в ненависть к ближнему.
Поэтому, если стараться грех замечать на этих этапах, то мы увидим в себе эти страсти, которые во многих живут. Да, может они не реализовываются в тяжкие грехи, я научился этому, но грех ведь всё равно во мне живёт. И эта болезнь души рождает грех как событие, в котором мы уже каемся на исповеди.
Мы каемся в тяжких поступках, но и также каемся, например, в пустословии. Мы же не будем говорить, что я согрешил пустословием в 10:00 вторника, затем в 10:25, в 10:43, в 11:05. Скажите просто, что я грешен пустословием и всё. Это и есть покаяние в страсти, в том, что я ею обладаю. И нужно помнить, что исповедь, это не просто покаяние в факте греха, такое юридическое снятие вины. Исповедь, это благодатная помощь в борьбе со грехом.
Поэтому человек может десятилетиями каяться в одном грехе, пока Господь, видя, что человеку больно, что он понимает, что лишает себя благодати, но ничего сделать не может, вдруг отнимет этот грех и исцелит человека. Господь приходит и смирившегося, борющегося человека освобождает от греха и человек просто перестаёт хотеть грешить.
Итак, каждое таинство, это помощь Божия. Таинство венчания, это не просто регистрация на небе того, что Ваня и Маша муж и жена, это прежде всего благодатная помощь построить им семью как малую церковь. И таинство исповеди, это не только прощение, это благодатная помощь в борьбе с этим грехом. Поэтому, сколько бы раз мы не упали, мы встаём и идём каяться. И верим, что рано или поздно Господь избавит нас от него.