Кто не знает, это знаменитый литературный критик первой половины XIX века. Его, наряду с Александром Пушкиным, следует считать основателем современного русского языка.
Я вчера-сегодня полистал купленный на книжном развале сборник его статей, и это навело меня вернуться к моей рекомендации. Я несколько раз формулировал её в Кью, где начинающие писатели взывают о помощи: «Как быстро научиться писать литературные тексты?». Мой ответ – читать литературных критиков: В.Белинского в XIX веке, К.Чуковского в XX веке, и Татьяну Москвину в веке XXI-м.
В этой коротенькой статьишке я приведу некоторые лексические выражения Белинского, которые доказывают его современность и сегодня, спустя двести лет.
Он нередко использует слово «Фантастический» в современном его смысле. Мне почему-то казалось, что это слово вошло в обиход значительно позднее, в начале XX века.
«Эфемерные явления нашей литературы» – яркий фразеологизм. Белинский так сформулировал свой нелестный отзыв о непонравившихся ему произведениях.
«Биллиардное выражение лица» – о скучающем человеке. Я в восторге! В самом деле, в ходе партии бильярдисты бродят вокруг стола с такими постными физиономиями, что меня это всегда веселило.
В 1842 году он так начал свою лекцию: «Дух анализа и исследования – дух нашего времени. Теперь всё подлежит критике, даже сама критика». Века проходят, а наше самомнение остаётся прежним. Мы считаем именно наш век каким-то особенным.
Белинский страшно изругал Гоголя за его статью о особой религиозности русского народа. Для Виссариона это было, что для быка красная тряпка. Выбранивая Гоголя, он так писал: «А русский человек произносит имя божие, почёсывая задницу».
Оценивая свою литературную работу, он лицемерно восклицал: «Дай мне 5000 годового и беструдового дохода – и в русской жизни стало бы одним фактом меньше». Слово «факт» в данном контексте мне показалось очень остроумным.
И ещё момент. Виссарион Белинский был убеждённым либералом-западником. Но демократию он признавал лишь вынужденно, не имея сил проявлять себя другим способом. В письме к другу он высказывался так: «Я чувствую, будь я царём, непременно сделался бы тираном». Подразумевалось, что он не стал бы медлить с репрессиями для принуждения народа к своим идеям. Никогда не сомневался. Поскреби любого либерала, увидишь отъявленного радикала.
***
Ещё раз вернусь к своей рекомендации. Кто любит блестящие русские литературные тексты, читайте Белинского.
Вот фото книги, которую я читал на этих выходных: